Руководитель экспертного совета по ESG и зелёному финансированию Бельгийско-Люксембургской Торговой Палаты в РФ Наталья Пономарева описывает характеристики климатических и экологических рисков и их влияние на устойчивое развитие и отмечает роль отражения климатических рисков в раскрытии информации участниками финансового рынка при переходе на устойчивое финансирование.
В мае 2020 года Банк России опубликовал для общественных консультаций доклад «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации», в котором затрагиваются вопросы влияния климатических рисков на страховой и банковский секторы. Рассмотрены основные мировые тенденции и регуляторные инициативы, связанные с учетом климатических рисков в финансовой и, прежде всего, в страховой сфере как традиционно подверженной влиянию климатических рисков.
Изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды являются источниками структурных изменений, которые влияют на экономическую деятельность и, в свою очередь, финансовую систему. Подход к климатическим и экологическим рискам российских компаний варьируется в зависимости от размера, бизнес-модели, сложности и географического расположения учреждений.
По мнению Натальи Пономаревой, нефинансовые отчеты, представленные на сайте РСПП, демонстрируют, что компании нефинансового и финансового сектора РФ преимущественно подошли к теме с точки зрения корпоративной социальной ответственности, и им еще предстоит разработать комплексный подход к управлению рисками. Лишь небольшая часть информации, представленной российскими компаниями, соответствует рекомендациям Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD).
Подробнее о климатических и экологических рисках в статье Натальи Пономаревой
«Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора»
В контексте политики ЕС устойчивое финансирование понимается как финансирование для поддержки экономического роста при одновременном снижении нагрузки на окружающую среду и с учетом социальных и управленческих аспектов. Устойчивое финансирование также включает в себя прозрачность рисков, связанных с факторами ESG, которые могут повлиять на финансовую систему, и снижение таких рисков посредством надлежащего управления финансовыми и корпоративными субъектами. Создана четкая и подробная системы классификации ЕС - или Таксономия - для устойчивой деятельности. Это создает общий язык для всех участников финансовой системы.
Основные принципы Таксономии будут применены к распределению Стимуляционного пакета (€ 750 млрд): никакие финансы не могут поддерживать любой вид деятельности, которые наносят вред экологическим целям и социальным требованиям, определенным в Таксономии.
Данные требования относятся ко всем видам деятельности, а не только к зеленым проектам. Виды деятельности, не включенные пока в Таксономию (например, авиация), могут поддерживаться, если они могут продемонстрировать, что они не наносят значительного вреда, и если будет представлен четкий план для соответствия критериям в течение 5 лет в соответствии с юридическими определениями «значительного вреда», включенными в регламент Таксономии.
Система отчетности приняла форму требования «соблюдай или объясняй». Это означает, что, если финансовая компания заявляет об экологически устойчивых целях продукции, ей необходимо будет раскрыть характер и степень соответствия продукта Таксономии. Если нет, то придется заявить, что продукт не соответствует и объяснить почему.
В настоящее время обзор соответствия раскрытия с рекомендациями TCFD обязателен для всех компаний, попадающих под Закон о нефинансовой отчетности ЕС, и публичных компаний, а с 15 июля и для всех компаний, которые претендует получить финансовую помощь в рамках Плана ЕС по восстановлению экономики после кризиса. В результате это коснется всех, в том числе и МСП по цепочке поставщиков.
Подробнее об отражении климатических рисков в отчетности участников финансового рынка
в статье Натальи Пономаревой «Климатические риски в отчетности участников финансового рынка».