Генеральный директор Ассоциации ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI) Фиона Рейнольдс (Fiona Reynolds) специально для Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Infragreen.ru рассказала о результатах продвижения принципов ответственного инвестирования, с каким проблемами столкнулись, как воспринимают новые реалии развитые и развивающиеся рынки, прокомментировала отказ от инвестиций в ископаемые виды топлива как один из типов стратегий ESG, а также представила основные направления следующей 3-летней стратегии PRI.
IG: Членство PRI достигло более 3000 участников как с развитых, так и с развивающихся рынков. Что было драйвером успеха PRI?
Инициатива «Принципы ответственного инвестирования» (The Principles for Responsible Investment, PRI) была запущена в 2006 году несколькими крупнейшими институциональными инвесторами в мире (например, Норвежский государственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд государственных служащих штата Калифорния CalPERS и IFC), чтобы признать растущую актуальность вопросов ESG для финансовых показателей инвестиционных портфелей. Сегодня мы наблюдаем растущую частоту и глубину научных и практических исследований материальности ESG, которые доказывают, что, интегрируя ESG, инвесторам не приходится жертвовать своей финансовой прибылью. Это был один из самых больших мифов, который PRI пришлось развеять в инвестиционном сообществе.
В то же время по мере роста осведомленности инвесторов о материальности ESG владельцы активов стали требовать от своих управляющих компаний ответственного инвестирования (с учетом ESG). Около 72% членов PRI являются управляющими активами, которые приходят к нам, чтобы узнать о передовом опыте и доступных инструментах для интеграции ESG. Во многом это связано с тем, что они либо приходят к осознанию того, что оценка ESG может улучшить управление рисками, либо потому, что их клиенты просят их интегрировать ESG в свои инвестиционные решения.
Интересно отметить, что на некоторых рынках спрос на ESG исходит не только от владельцев активов и компаний по управлению активами, но также от розничных инвесторов и бенефициаров пенсионных фондов. Миллениалы хотят избежать спорных инвестиций, и хотят вкладывать свои деньги в компании, которые приносят пользу обществу, в котором они живут и работают.
И, наконец, регуляторы догоняют развивающуюся рыночную практику, и во всем мире формируется все больше регулирования ESG. Является ли это обязательным или добровольным требованием, является ли это требованием для отчетности корпораций или инвесторов, введено ли в действие регулирование для содействия рассмотрению рынком вопросов ESG или для обеспечения прозрачности для клиентов в отношении того, рассматривались ли ESG, факт в том, что регуляторы, вступив в действие, сыграли важную роль для PRI и ее работы по продвижению ESG.
IG: Существуют различные подходы к реализации критериев ESG для инвестиционных портфелей (исключения, лучшие в своем классе, вовлеченность и т.д.). Вы упомянули инвесторы приходят в PRI, чтобы узнать о лучших практиках. Каков наилучший подход для инвесторов, заинтересованных в ESG?
Не существует единственного наилучшего подхода. Мы работаем с очень разнообразной базой подписчиков, от традиционных пенсионных фондов государственного сектора или суверенных фондов благосостояния до более управляемых миссией фондов и эндаументов. Все эти инвесторы имеют разные мандаты, они работают в различных нормативных условиях и, следовательно, имеют различные потребности с точки зрения реализации ESG. Хотя полная интеграция ESG в портфели и взаимодействие с компаниями - это то, чего PRI стремится достичь в целом, мы отмечаем, что инвесторы также применяют другие стратегии ESG, такие как исключения и тематические инвестиции, где они применяют фильтры к определенным секторам и/или компаниям на основе этических ценностей, или где они намерены внести свой вклад в конкретные экологические или социальные результаты, например, инвестиции в возобновляемые источники энергии или социального жилья. Таким образом, PRI не выступает за универсальный подход - вместо этого мы предлагаем рамки возможных действий, которые инвесторы могут предпринять для интеграции ESG в свои портфели, и мы направляем их через передовой опыт и доступные инструменты, которые будут соответствовать их инвестиционным стратегиям.