Директор ООО «Транспортная концессионная компания» Сергей Окутин отмечает, что в целом видение «Транспортной концессионной компании», которая реализует концессионный проект по созданию и эксплуатации трамвайной сети «Чижик» в Санкт-Петербурге, в области стратегии устойчивого развития и зеленых инвестиций соответствует базовым международным и российским требованиям и ориентирам. В июле 2020 года «Транспортная концессионная компания» получила независимое мнение о соответствии облигаций классов А1, А2, А3, А4, Б принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) от рейтингового агентства «Эксперт РА».
«Чижик» - первый в стране проект государственно-частного партнерства в сфере общественного транспорта.
Растущий Красногвардейский район Санкт-Петербурга испытывал острую потребность в транспортном развитии. Инфраструктура и подвижной состав устарели, скорость движения была низкая.
Мы предложили решить транспортную проблему района комплексно. Сделали план реконструкции сети, который включал строительство современной инфраструктуры, полную замену трамвайных путей, устройство комфортабельных остановочных пунктов, строительство высокотехнологичного депо, внедрение принципиально новой для России автоматизированной системы управления движением и приобретение подвижного состава, соответствующего стандартам XXI века.
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ
30 мая 2016 года «Транспортная концессионная компания» и Санкт-Петербург в лице правительства города заключили концессионное соглашение на 30 лет о создании и эксплуатации современной трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. В сентябре 2019 года мы сдали объект в эксплуатацию, который включает:
- 38 км новых трамвайных путей (14 км маршрутов),
- высокотехнологичное депо,
- 40 остановочных пунктов,
- уникальную комплексную автоматизированную систему управления трамвайной сетью.
Также в рамках концессионного соглашения ООО «ТКК» приобрело 23 современных скоростных состава.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта – 15,3 млрд рублей, из них 2,9 млрд рублей предоставил город. Оставшаяся сумма была привлечена за счет размещения концессионных облигаций суммарным объемом порядка 11,9 млрд рублей и за счет акционерных займов – 0,5 млрд руб.
21 ноября 2019 года в рамках XIII международного форума «Транспорт России» в номинации «Лучшее решение в области пассажирской логистики» ООО «ТКК» была присуждена премия за реализацию первого в России проекта в сфере легкорельсового транспорта. При этом жюри Премии отметило проект трамвайной сети «Чижик» как пример глубокой инфраструктурной модернизации, основанный только на современных технологиях.
ЦЕЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ
Первый выпуск облигаций был размещен в сентябре 2016 года, последний – в сентябре 2019 года.
В 2016 году Рейтинговое агентство «Эксперт РА» впервые присвоило выпускам облигаций ООО «ТКК» высокий уровень финансовой надежности, далее ежегодно осуществлялось подтверждение рейтингов.
В связи с тем, что ООО «ТКК» является компанией, которая реализует один концессионный проект, средства от финансового закрытия могут быть направлены только на финансирование, эксплуатацию или рефинансирование проекта концессии. То есть в случае с ООО «ТКК» привлеченные средства по природе концессионного проекта являются целевыми, они предназначались на конкретные мероприятия утвержденной инвестиционной программы, и не могли быть направлены на иные цели.
Для дополнительной защиты интересов держателей облигаций 21 января 2017 года подписано прямое соглашение между ООО «ТКК», правительством Санкт-Петербурга и представителем владельцев облигаций. Полученные в результате размещения денежные средства хранились на залоговом счете, все транзакции по которому контролировал банк в строгом соответствии с разрешенным перечнем расходов на создание объекта концессионного соглашения. Также было предусмотрено резервирование средств для расчета по купонным выплатам, а исполнение обязательств обеспечено залогом денежных требований к концеденту.
«Транспортная концессионная компания» в рамках периодической отчетности (ежеквартальное и годовое раскрытие) раскрывает информацию о направлениях инвестиций и о влиянии, которое ее деятельность оказывает на экологию и устойчивое развитие.
СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА КОНЦЕССИИ
Проект реализовывался в три этапа: первый этап эксплуатации начал рабочее движение трамваев по маршруту № 8 в марте 2018 года; второй этап начал рабочее движение трамваев по маршруту № 64 в декабре того же года; третий этап – запуск маршрутов № 59 и № 63 и открытие нового высокотехнологичного депо в сентябре 2019 года.
В результате реконструкции трамвайных сетей пассажиропоток на 4 маршрутах увеличится с 47 500 в среднем пассажиров в день до 90 000. Сократилось количество трамваев на маршрутах с 42 единиц до 20, а также была увеличена средняя скорость движения с 13 километров в час до 25.
Все вагоны «Чижика» оборудованы системами климат-контроля, информационными табло и аудиоинформаторами, розетками для подзарядки мобильных телефонов, а также WiFi. Подвижные составы произведены компанией Штадлер, осуществляющей в рамках договора дальнейшее обслуживание и сервис. Система оплаты в трамваях «Чижик» полностью интегрирована с общегородской системой. Стоимость проезда осуществляется по тарифам городского общественного транспорта. Для оплаты проезда принимаются все виды привычных электронных проездных билетов и документы, дающие право льготного проезда, все имеющиеся на сегодня способы безналичной оплаты – банковские карты, смартфоны, смарт-часы, а также разовые билеты, приобретаемые в салоне трамвая и on-line через фирменное приложение «Чижик».
В ЗЕЛЕНЫЙ ПУТЬ!
Во всем мире трамваи признаются экологическим видом транспорта, кроме того развитие новых трамвайных сетей содействует повышению качества городской среды за счет развития транспортной системы: обеспечение удобства, надежности и безопасности пассажирских перевозок с минимальными затратами времени. Поэтому проект по своей природе изначально можно считать направленным на устойчивое развитие.
Осознанные действия, направленные на признание проекта зеленым, и движение в сторону устойчивого развития, начались в 2018 году после присоединения к инициативе Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в области устойчивого развития и принятия обязательств следовать этим рекомендациям.
В марте 2019 года в ООО «ТКК» была подготовлена и утверждена Политика в области зеленого финансирования при методической поддержке экспертов Центра компетенций и зеленой экспертизы под руководством Светланы Бик.
В компании был создан Комитет по зеленым инвестициям для целей реализации положений Политики. В состав Комитета вошли представители соответствующих функциональных подразделений, а также приглашенные эксперты с компетенциями в сфере зеленого финансирования.
Экспертно-аналитический журнал «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» infragreen.ru