По мнению управляющего директора по проектам развития Национального рейтингового агентства Виктора Четверикова, крайне важным элементом зеленых финансов является уверенность инвесторов, акционеров и регуляторов в целевом характере финансирования, что свидетельствует о качестве самих инструментов. Привлеченные средства должны целевым образом расходоваться на реализацию проектов в области устойчивого развития. Важно, чтобы на протяжении всего жизненного цикла проекта или финансового инструмента, а не только на его старте присутствовал внешний аудит и контроль. Очевидно, что российским инвесторам и инфраструктурным институтам необходим качественный и понятный результат оценки зеленых финансовых инструментов. Это также актуально для оценки не только зеленой составляющей, но и социальной, и устойчивого развития в целом.
КТО СПОСОБЕН ОЦЕНИТЬ ЗЕЛЕНОЕ?
Основную роль в данном вопросе играют поставщики данных, внешние эксперты и институты верификации, либо сами обладающие необходимыми ресурсами и навыками экспертизы зеленых проектов, либо привлекающие соответствующую экспертизу в случае отсутствия таковой внутри компании-верификатора.
К примеру, крупнейшие верификаторы мира (70% рынка) – компании CICERO и Sustainalytics являются специализированными организациями в области климата и анализа устойчивости компаний на основе независимых данных. В то же время кредитные рейтинговые агентства, которые относительно недавно стали выходить на этот рынок, в большей степени опираются на внешнюю зеленую экспертизу и существующие отраслевые стандарты или создают союзы со специализированными организациями.
Международная практика показывает примеры, когда глобальные рейтинговые агентства заключают партнерские соглашения со специализированными компаниями в области зеленой экспертизы, опыт и исследования которых измеряются не одним десятком лет. Это позволяет рейтинговым агентствам получить профессиональную экспертизу проектов и с учетом этого присваивать рейтинговые оценки и выражать мнения о соответствии финансовых инструментов на высоком качественном уровне. Что прежде всего важно для инвесторов, на которых направлена экспертная работа.
Перед внешней зеленой экспертизой по всему миру стоит главная задача: обезопасить инвесторов и владельцев активов от гринвошинга и возможных фактов недобросовестности эмитентов в области устойчивого развития.
Самый яркий пример профессионального союза рейтингового агентства и специализированной организации – приобретение в 2019 году Moody's Corporation (NYSE: MCO) контрольного пакета акций Vigeo Eiris, мирового лидера в области исследований, данных и оценок охраны окружающей среды, социальной сферы и корпоративного управления.
Очевидно, что деятельность по верификации финансовых инструментов устойчивого развития требует дополнительных специализированных компетенций и независимых данных по оценке экологичности (как и социальности) самих проектов, ведь невозможно давать заключение по финансовому инструменту, если нет подтверждения «зелености» самого проекта. Последнее все-таки является основным показателем качества целевого финансового инструмента.
Надо признать, что на сегодняшний день у многих российских верификаторов отсутствует опыт и история оценки экологической составляющей или вопросов взаимодействия хозяйствующего субъекта с окружающей средой. Оценка инструментов устойчивого финансирования идет, как правило, на предмет соответствия Принципам зеленых и социальных облигаций, а также облигаций устойчивого развития (GBP, SBP, SBG), разработанных Международной ассоциацией рынков капитала ICMA, которые по сути являются лишь рамочными рекомендациями.
В результате заключения не содержат оценки верификаторов по качеству зеленых инструментов и/или интеграции принципов устойчивого развития в деятельность эмитентов, в связи с чем инвесторы получают неполную информацию по рассматриваемому инструменту и/или проекту. По моему мнению, именно в этом аспекте и заключается ключевая роль верификаторов: в возможности связать экологическую или социальную составляющую проекта с инструментами финансового рынка, причем не только на основе данных самого эмитента, но и на основе внешней экспертизы проекта.
Я считаю, что национальным верификаторам необходимо опираться не только на международно признанные, но и на существующие национальные принципы и стандарты в области зеленого финансирования и/или устойчивого развития. В противном случае это приведет к разночтениям в идентификации и оценках зеленых инструментов, что сейчас и происходит на рынке. Это, впрочем, объяснимо в период становления.
НРА ИМЕЕТ МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТКРЫТОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
В основе методологий НРА по присвоению рейтингов ESG и выражению SPO (Second Party Opinion) по соответствию выпусков устойчивого развития заявленным целям и стандартам лежит многолетний опыт работы в рамках исследования вопросов влияния деятельности компаний из различных отраслей на окружающую среду, как в области экологии, так и социального аспекта.
Эта работа началась в 2009 году с совместного проекта НРА и Всемирного фонда дикой природы по оценке качества управления лесным хозяйством на территории России. Проект существовал в течение трех лет при поддержке Рослесхоза и в период с 2010 по 2013 год являлся единственной независимой вневедомственной оценкой эффективности управления лесным хозяйством в России.
Методология позволяла оценить уровень управления, исходя из разных показателей для многолесных, малолесных, среднелесных и неосвоенных территорий. Оценивались семь блоков показателей: организация лесоуправления, правоприменение, лесопожарные и экономические риски, а также экологическая устойчивость и открытость.
В 2014 году Всемирный фонд дикой природы инициировал создание первого Рейтинга экологической открытости нефтегазовых компаний России. Оператором проекта выступило НРА.
Эксперты WWF и НРА принимали непосредственное участие в разработке методологии, обсуждении ее с экспертным сообществом и нефтегазовыми компаниями. За шесть лет своего существования рейтинг получил признание, в том числе и на международном уровне.
Ежегодно проходит презентация итогов рейтинга в Германии, что вызывает у заинтересованной общественности большой интерес и желание оценить воздействие крупнейших мировых нефтегазовых компаний на окружающую среду и степень их открытости.
Пока подобные амбициозные планы реализовать не удается по причине сильных различий в формате отчётности и раскрытия информации в разных странах. Но работа в данном направлении ведется. Также крупные нефтегазовые компании начали использовать методику рейтинга для оценки экологической открытости своих дочерних подразделений. Впоследствии рейтинг получил свое развитие и в других секторах экономики.
На сегодняшний день НРА является оператором четырех зеленых бенчмарков:
- Рейтинга экологической открытости нефтегазовых компаний России
- Рейтинга экологической открытости горнодобывающих и металлургических компаний России
- Рейтинга экологической открытости топливных электро- и теплогенерирующих компаний России
- Рейтинга экологической открытости нефтегазовых компаний, работающих на территории Казахстана и Азербайджана
РЕЙТИНГИ WWF РОССИЯ/НРА СТАЛИ ИНСТРУМЕНТАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Рейтинг экологической открытости призван стать инструментом повышения прозрачности компаний, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду, стимулировать компании к раскрытию и публикации нефинансовой отчетности, вступать в диалог с заинтересованными сторонами.
Одним из основных базовых принципов рейтинга является то, что информация для расчета используется только из открытых источников, что позволяет всем заинтересованным пользователям проверить достоверность расчетов.
Методология, на основании которой происходит расчет, также находится в открытом доступе и обсуждается ежегодно со всеми заинтересованными сторонами. Оценить динамику отдельных показателей возможно благодаря тому, что рейтинг носит ежегодный характер.
Структура рейтинга состоит из трех разделов:
- Экологический менеджмент – оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии значительно жестче требований российского законодательства, однако являются ведущими мировыми практиками.
- Воздействие на ОС – оценивает воздействие компаний на природные ресурсы.
- Раскрытие информации – оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на ОС.
Особенность этого рейтинга состоит в том, что сами компании не участвуют в финансировании проекта, поэтому оценка является непредвзятой и объективной. Повлиять на конечный результат компании – участники рейтинга могут исключительно путем снижения аварийности и усиления мер по предотвращению экологических аварий и катастроф, а также увеличения своей открытости и прозрачности, разместив в открытом доступе нефинансовую отчетность, которая максимально полно информирует о различных аспектах деятельности компании.
За шесть лет наблюдается значительный прогресс в раскрытии нефинансовых аспектов деятельности компаний. Очевидно, что нефинансовая отчетность именно нефтегазового сектора достигла наибольшего развития в стране и становится основой для диалога с заинтересованными сторонами и распространения лучших практик в обсуждаемой сфере.
На мой взгляд, этап активного раскрытия объемов данных у нефтегазовых компаний постепенно завершается, и начались качественные изменения информации, отражаемой в открытых источниках.
Теперь для усиления своей позиции в рейтинге становится недостаточно просто раскрывать данные, необходимо также улучшать показатели воздействия на окружающую среду, внедрять экологически ответственные практики и управленческие решения.
Таким образом, впервые стало возможно оценить уровень воздействия на окружающую среду всей нефтегазовой отрасли страны. Рейтинг открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности уже поддерживает программа ООН по окружающей среде, программа развития объединенных наций и Агентство по международному развитию Швеции.
С 2019 все отраслевые рейтинги открытости в сфере экологической ответственности, оператором которых выступает НРА, стали частью проекта «Люди - природе», реализуемого при поддержке Евросоюза.
Эти проекты, совместно реализуемые с WWF Россия, являются большими достижениями на пути раскрытия информации экологических аспектов работы компаний из различных отраслей.
В прошлом году НРА приступило к реализации пилотного проекта по составлению рейтинга экологической открытости судоходных компаний. Исследование показало неутешительные результаты. Однако опыт агентства показывает: данные исследования и публикуемые результаты в форме оценок и рейтингов способствуют улучшению не только раскрытия компаниями информации о реальной ситуации с экологией, управлением и реализацией мер по сокращению загрязнений и аварий, но и дают им возможность развивать направления экологической ответственности в своих стратегиях на последующие годы.
ОТВЕТСТВЕННОМУ ИНВЕСТИРОВАНИЮ - ОТВЕТСТВЕННОЕ РЕЙТИНГОВАНИЕ
Важнейшими направлениями при формировании национальной системы верификации в России должны стать не только открытость методологий оценок целевых финансовых инструментов, но и их обсуждение на независимых дискуссионных площадках с экспертами, представителей ведомств и самих компаний. При формировании методологий оценок должно сочетаться мнение профессиональных экологов, представителей отрасли и аналитиков рейтинговых агентств. Именно такой подход делает результат верификации максимально объективным, независимым и сочетающим все элементы компетенций.
НРА и дальше намеренно развивать взаимодействие с экспертами WWF и других специализированных экспертных организаций в части аудита и экспертизы при оценке проектов устойчивого развития.
Наряду с этим НРА развивает собственные компетенции, которые позволят агентству в дальнейшем выйти на оценку международных проектов, и выпускать аналитические исследования и новые рейтинговые продукты.
В 2020 году НРА первым из российских рейтинговых агентств подписалось под принципами ответственного инвестирования, вступив в Ассоциацию ответственного инвестирования PRI. Данное решение было обусловлено тем, что агентство имеет большой опыт в области оценки проектов устойчивого развития.
Таким образом, агентство взяло на себя обязательства не только по включению критериев ESG как элемента оценки в методологии присвоения кредитного рейтинга, но и по внедрению принципов ESG в деятельность непосредственного самого агентства. Ведь критериям ответственного инвестирования должны соответствовать и критерии ответственного рейтингования.