Ученые всего мира обсуждают сейчас причины масштабной природной катастрофы, произошедшей нынешним летом: леса горят не только в Калифорнии и Якутии – они горят по всему миру. Участники Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в недавно опубликованном климатическом отчете утверждают, что изменение климата явно вызвано деятельностью человека и дают более «горячие» прогнозы на XXI век, чем в предыдущем отчете 2013 года. Эксперт по экологии, исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские зеленые», сопредседатель Российской Экологической Партии «Зеленые» Сергей Шахматов считает, что ссылки на климатический фактор не должны стать основанием для сохранения неэффективной системы управления лесными пожарами в Российской Федерации. Что надо делать для изменения ситуации?
РОССИЯ И МИР В КОЛЬЦЕ ЛЕСНЫ Х ПОЖАРОВ
По данным Рослесхоза, пройденная огнем площадь российских лесов в 2021 году составляет уже порядка 16 млн га, что превышает прошлогодние показатели на 2,5 млн га. Только за неделю с 16 по 22 августа 2021 года в 46 регионах России были ликвидированы 573 лесных пожара на площади более 973 тысяч га. На тушении было задействовано почти 8,5 тысяч человек, более 1,7 тысяч единиц наземной техники, 26 воздушных судов. Еще 66 самолетов и вертолетов привлечено к авиационному мониторингу лесопожарной обстановки. Режим ЧС введен в шести субъектах Российской Федерации, в 60 регионах – особый противопожарный режим. При этом лесовосстановление за семь месяцев 2021 года выполнено на 31% от запланированного на год объема на площади 400 тыс. га.
Ситуация за рубежом ничуть не луше. В Калифорнии рост пожаров из-за экстремальной засухи вынудил энергетические компании отключить электричество у 51000 абонентов, что в сумме затронуло порядка 150 тысяч человек. Тысячи гектаров леса горят в Средиземноморье, Италия задыхается от дыма. В Алжире объявлен траур - пожары унесли больше 60 человеческих жизней. В Турции лесные пожары добрались до теплоэлектростанции в провинции Мугла на западе страны, в огне оказалось порядка 40 населенных пунктов, а несколько районов остались без электроснабжения.
ПОРУБОЧНЫЕ ОСТАТКИ НАДО СДЕЛАТЬ ЦЕННЫМ СЫРЬЕМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА
Основными причинами лесных пожаров являются два фактора. Первый – природный, так называемые «сухие грозы», при которых дождя нет или он очень слабый, поэтому удар молнии часто приводит к возгоранию старого сухого леса.
Вторая причина – это антропогенный фактор. Источниками крупных возгораний становятся брошенные после промышленных заготовок порубочные остатки. Это серьезная проблема – и порождена она действующим законодательством. Отходы древесины целенаправленно сжигаются лесорубами. Органы управления лесами требуют, чтобы лесосеки после проведения рубок были очищены. При этом штраф за неочищенный участок значительно превышает штраф за нарушение правил пожарной безопасности. Результат очевиден: порубочные остатки дешевле сжечь на месте, нежели вывести на переработку, которую кто-то должен организовать. То есть нужна цепочка спроса на массовое использование в производстве порубочных остатков, которая сейчас отсутствует. Порубочные остатки надо сделать ценным сырьем для производства – и количество лесных пожаров уменьшится. Экономику этого направления можно отрегулировать государственными субсидиями, налогообложением и доступом к зеленому финансированию.
ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТУШИТЬ ПОЖАРЫ – ИМИ НАДО УПРАВЛЯТЬ
В настоящее время региональные лесопожарные отряды переподчиняют в федеральную структуру, аналогичную МЧС. С управленческой точки зрения такой подход, возможно, и оправдан, но почему при этом происходит значительное сокращение личного состава? Со времен СССР численность лесопожарных отрядов сократилась в четыре раза и продолжает сокращаться. Естественно, это снижает возможности эффективной превентивной работы.
Необходимо пересмотреть подходы не только к определению общей численности лесопожарных отрядов, но и к их региональной специфике. Нет никакой необходимости в крупном формировании на европейской части России, где лесов мало. Вместо того, чтобы перебрасывать людей и технику во время возникновения пожаров в Якутию, Сибирь, на Дальний Восток, нужно создать крупные лесопожарные формирования непосредственно на этих территориях.
Прогнозирование пожаров – слабое место в системе управления. По причине неактуальной лесоустроительной документации специалисты зачастую не в состоянии определить характеристики горящего леса и состояние смежных территорий. Тушим не глядя...
Текущий подход по управлению пожарами базируется на разделении зон тушения и контроля. Однако такой подход оказывается неэффективным, когда речь идет о масштабах России. Невозможно, а порой и нецелесообразно, тушить пожары везде. К примеру, если в Якутии начнется верховой пожар в ста километрах от населенных пунктов, и на этой территории есть сухостой, то такой пожар требует немедленной ликвидации. Если же в зоне тушения молодой или сгоревший лес, а метеопараметры дают благоприятный прогноз, немедленного тушения и приложения огромных усилий не требуется.
СНАЧАЛА ТОЧНАЯ СТАТИСТИКА И «БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ» - ПОТОМ ВЕРТОЛЕТЫ С ТОННАМИ ВОДЫ
Крайне острая проблема – сбор статистики. Именно на основании статистических данных принимается решение, сколько человек и какие средства направить на тушение пожара. Официальная статистика, как правило, берется с сайта Авиалесоохраны. Однако она не отражает реальность! Рослесхоз оперирует только сведениями о пожарах, которые происходят на землях лесного фонда. Но не все леса растут и горят на этих землях. В сводки не попадают леса на сельхозземлях, землях запаса и некоторых других категориях земель. При этом у Рослесхоза есть информационная система дистанционного мониторинга – ИСДМ-Рослесхоз. Она базируется на данных со спутников. Но диспетчерские службы принимают решения на основе данных Авиалесоохраны, что кардинально меняет картину и масштаб события, а значит, не дает возможности точного расчета необходимых для тушения пожара ресурсов.
России надо активно переходить на современные технологии управления лесными пожарами, благодаря которым некоторые страны научились моделировать ситуацию и ускорили развитие отрасли. Речь, в частности, идет о космомониторинге, применении беспилотных аппаратов и искусственном интеллекте. Система мониторинга должна опираться на просчет вероятностей возгораний и направлений ухода огня. Необходимо перейти от зонирования территории к моделированию пожароопасных ситуаций на основе прогноза большого комплекса метеорологических параметров. Такие задачи можно решать с использованием технологий big-data, создать которые нашей стране вполне по силам. Как бы это ни звучало странно, но в управлении лесными пожарами первым делом – статистика и «большие данные», ну а вертолеты для тушения – уже потом.