Марина Вашукова: Глобальный договор ООН синхронизирует повестку ESG с Целями устойчивого развития и стратегиями бизнеса

Марина Вашукова: Глобальный договор ООН синхронизирует повестку ESG с Целями устойчивого развития и стратегиями бизнеса

17 декабря 2021 | ESG

Глобальный Договор ООН – это не просто инициатива с 20-летней историей, это сообщество компаний-лидеров, которые развивают повестку устойчивого развития на корпоративном, национальном и глобальном уровнях. ГД ООН нацелен на достижение кумулятивного эффекта общего прогресса в области устойчивого развития. Исполнительный директор ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Марина Вашукова рассказала о том, каким образом ГД ООН синхронизирует повестку ESG с ЦУР и стратегиями бизнеса.

Национальная сеть Глобального договора ООН в России в 2021 году отметила 5-летний юбилей. За это время мы видим рост активности среди российских членов ГД ООН во всех секторах, но, конечно, основой сообщества в России остаются ресурсные компании, которые продолжают двигаться в этом направлении. Также увеличивается количество активных представителей банковского сектора и ритейла.

ГД ООН на своей площадке синхронизирует повестку ESG с ЦУР, с одной стороны, и со стратегиями и практиками бизнеса, а с другой, посредством продвижения системных изменений и стремления компаний к большей измеримости прогресса бизнеса.

ГД ООН продвигает идею о том, что точечные изменения на уровне отдельных участников глобального рынка не принесут необходимого эффекта и не позволят достичь необходимого прогресса повестки, поэтому речь должна идти о глубокой трансформации целых отраслей и систем, от глубины и скорости изменения которых зависит судьба всей повестки.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ - НЕОБХОДИМЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦУР

Безусловно, одна из ключевых систем, требующих глубокой трансформации – это финансово-инвестиционная система.

Глобальный договор существует более 20 лет и практически все это время находился в авангарде развития рынка ответственных инвестиций, объем активов под управлением которого вырос примерно до десятков трлн долларов США. С 2015 года к задачам ответственного инвестирования добавилась задача по финансированию ЦУР.

Для их достижения к 2030 году требуется около 5–7 трлн долларов США ежегодных инвестиций. При этом существует дефицит финансирования в размере от 2,5 до 3 трлн долларов США в год. И каждый год, когда не удается обеспечить ежегодную потребность, этот разрыв растет.

Безусловно, в финансово-инвестиционной системе идет трансформация, и уже есть свои очевидные плюсы – например, расширяется сотрудничество в контексте инклюзивного капитализма. В фокусе компаний этого сектора становятся такие проблемы, как изменение климата, борьба с насилием, гендерная повестка, разнообразие.

Также несомненным положительным эффектом трансформации становится повышение доступности финансовых услуг в целом для уязвимых категорий. Считается, что это - один из основных факторов преодоления бедности и неравенства в мире.

Усиление влияния финансово-инвестиционного сектора на клиентов, поставщиков и партнеров, а также рост активности акционеров в части экологических и социальных вопросов, которые составляют уже более 40% всех задокументированных предложений, безусловно способствуют распространению единых этико-экологических требований.

Результатом трансформации финансово-инвестиционной системы становится увеличение объема финансирования перехода к низкоуглеродной экономике, рост доли национальных и региональных систем страхования от стихийных бедствий, в том числе вследствие изменения климата, а также взрывная динамика сегмента ответственного инвестирования в целом.

По данным Global Sustainable Investment Alliance (GSIA) в последние годы наблюдается рост ответственного инвестирования – до 70% по сравнению с годом до принятия ЦУР (2014 г.), прирост эмиссии зеленых облигаций и зеленых кредитов составляет уже почти по 50% ежегодно.

Трансформация финансово-инвестиционного сектора, сопровождается, в том числе, цифровым переходом, повышением клиентоориентированности и растущей конкуренцией со стороны небанковских финансовых компаний. 

Среди основных вызовов ГД ОНН выделяет низкий уровень финансовой доступности, которая остается ключевой проблемой в мире. По оценкам ОНН, более 1,7 млрд человек взрослого населения все еще не имеют доступа к официальному банковскому обслуживанию, около 200 млн малых и средних предприятий во всем мире не имеют доступа к официальным финансовым услугам.

В настоящее время отельное внимание уделяется механизму облигаций. Этот механизм охватывает широкий круг участников процесса реализации ЦУР – компании, правительства, города, владельцы активов, инфраструктурные проекты и государственно-частные партнерства. Рынок облигаций представляет собой класс долгосрочных активов с наименьшим риском, который соответствует ЦУР и имеет внушительный масштаб – ежегодная эмиссия оценивается в размере 6,7 триллиона долларов США. В качестве перспективных облигаций в парадигму ЦУР выделяются корпоративные облигации, облигации банков и финансовых учреждений, проектные, суверенные и муниципальные облигации. Также создаются новые инструменты инвестирования ЦУР (зеленые и голубые облигации), гарантийные и страховые инструменты и др.

В качестве еще одного тренда в области финансирования ЦУР можно назвать появление специализированных фондов, привлекающих частные средства для достижения целей устойчивого развития. Например, фонд Blue Like an Orange Sustainable Capital, созданный компанией Blue like an Orange совместно с Межамериканским банком развития в целях финансирования ЦУР, Фонд по предотвращению деградации земельных ресурсов, созданный управляющей Mirova совместно c Глобальным механизмом Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ПОВЕСТКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

На фоне возникновения все новых и новых проблем выделяется низкая эффективность международного сотрудничества для поиска решений. Так, структуры государственных и частных потоков финансирования, согласованных с планами развития стран, четко не определены, а система идентификации потоков частных инвестиций не централизована. У некоторых стран есть национальные планы достижения ЦУР, но даже в рамках этих планов у трети нет разделов, посвященных финансированию повестки. Все это приводит к недофинансированию ЦУР. При этом есть отрасли, которые требуют срочных инвестиций, среди них образование, здоровье, биоразнообразие экосистем, адаптация к изменению климата, смягчение изменения климата, продовольственная безопасность и сельское хозяйство, вода и санитария, телекоммуникации, транспорт, энергетика и многое другое.

В качестве барьера применительно к России можно отметить отсутствие представителей российских компаний на большинстве площадок международных инициатив, которые призваны содействовать переходу финансово-инвестиционной системы на рельсы устойчивого развития. Среди них: Принципы Экватора (ПЭ), Принципы ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI), Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде, ФИ ЮНЕП (United Nations Environment Programme Finance Initiative, UNEP FI), Инициатива фондовых бирж в области устойчивого развития (Sustainable Stock Exchange Initiative), Глобальный альянс по устойчивому инвестированию (Global Sustainable Investment Alliance, GSIA), Глобальная сеть инвестиций влияния (Global impact investing network, GIIN) и др.

Среди основных вызовов, которые необходимо преодолеть системе в целом, есть также нехватка инструментов и фреймворков для измерения эффектов и отчетности финансово-инвестиционных институтов о результатах деятельности, как в области положительного, так и в области отрицательного эффектов повестки. По опросам ГД ООН, 54% респондентов сообщают об этом дисбалансе в отношении проектов, связанных с ЦУР.

В этой связи в качестве важнейшего направления ГД ООН при осуществлении синхронизации повестки ESG с ЦУР и с со стратегиями и практиками бизнеса определено повышение измеримости прогресса бизнеса по достижению целей повестки устойчивого развития.

СТРЕМЛЕНИЕ К БОЛЬШЕЙ ИЗМЕРИМОСТИ ПРОГРЕССА БИЗНЕСА

Новая Стратегия ГД ООН 2021-2023 среди основных приоритетов, направленных на активизацию действий и влияния компаний-участниц ГД ООН, определяет достижение конкретных измеримых целевых показателей в области устойчивого развития и отражение результатов таких достижений в рамках расширенной системы отчетности.

В стратегии выделены агрегированные индикаторы воздействия, которыми измеряется готовность национальных сетей к этому переходу к устойчивому развитию. Индикаторы распределены по пяти группам:

1. Количество компаний, взявших обязательства согласно целям Парижского соглашения по климату (нулевые чистые выбросы или углеродная нейтральность, пересмотр портфелей с целью их декарбонизации, научно-обоснованные цели в области сокращения выбросов парниковых газов и др.).

2. Количество компаний, взявших публичные обязательства в области прав человека и трудовых отношений (имплементация Руководящих принципов ООН предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, оценка воздействия в области прав человека (Human Rights Impact Assessment и др.).

3. Количество компаний, демонстрирующих широкий гендерный паритетный подход.

4. Количество компаний, внедривших обязательный комплаенс по борьбе с коррупцией и взяточничеством.

5. Количество компаний, действующих в интересах достижения Целей устойчивого развития.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ ГД ООН В РОССИИ: АМБИЦИИ, УСКОРЕНИЕ, ПРОГРЕСС

21 декабря 2021 года на стратегической сессии «Устойчивое развитие - суперидея, меняющая мир» Национальная сеть ГД ООН представит обновленную стратегию Ассоциации под девизом «Амбиции. Ускорение. Прогресс». Обновление модели деятельности сети фокусируется на точках роста устойчивого развития, укреплении потенциала экспертных компетенций и роли национальной сети как навигатора в международном ландшафте практик устойчивого развития и ESG.

Одновременно с этим сеть ГД ООН в России получает новые полномочия и возможности измерения прогресса участников ГД ООН на основании критериев и нового формата отчетности участников ГД ООН, а также номинирования страновых лидеров ГД ООН на основе методики национальной номинации UN Global Compact Network Russia Special Recognition для участников ГД ООН в России, запускаемой в 2022 году.

В рамках сессии также состоится презентация первого в России двухлетнего международного проекта по имплементации Руководящих принципов ООН предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, который национальная сеть ГД ООН запускает совместно с Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека и при поддержке РСПП, а также участников ГД ООН в России - компаний ПОЛЮС, Сахалин Энерджи, Металлоинвест и Северсталь.

28 июня 2022 | Экспертиза
Наталия Ушакова: Системы добровольной сертификации – необходимый элемент оценки устойчивого развития
14 июня 2022 | Экспертиза
Дмитрий Березуцкий: Мы должны создать российскую школу зеленого строительства
13 июня 2022 | Экспертиза
Николай Шматков: Сертификат «лесной эталон» соответствует международным стандартам
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.