Вячеслав Вековцев: Основной вопрос декарбонизации в России - признание качества наших климатических проектов и их верификации на международном уровне

Вячеслав Вековцев: основной вопрос декарбонизации в России - признание качества наших климатических проектов и их верификации на международном уровне

26 января 2022 | Климатическая повестка

Тема климатических проектов сегодня находится на пике актуальной повестки дня. Проблемы декарбонизации так или иначе коснутся всего российского бизнеса, вне зависимости от его масштаба и уровня осведомленности о проблеме. О том, к чему готовиться и куда двигаться компаниям с учетом изменений в российском законодательстве, рассказывает Вячеслав Вековцев, руководитель международной компании «Экополис Сертификация и Сервис», которая много лет занимается подготовкой климатических проектов, инвентаризацией выбросов парниковых газов, валидацией и верификацией утверждений по сокращению выбросов парниковых газов.

ТРЕНД НА ЭКОЛОГИЮ

Закон об ограничении выбросов парниковых газов в России начал действовать 30 декабря 2021 года. Этот документ ознаменовал собой начало новой эры в климатической истории нашей страны. Теперь тренд на экологию закреплен законодательно.

Новшества коснутся регулируемых организаций, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов. Среди основных источников выбросов – промышленное и сельскохозяйственное производство. Теперь компании должны будут предоставлять обязательную «углеродную» отчетность, сбор и обобщение которой осуществляется Росприроднадзором.

На сегодняшний день во многих странах активно внедряются механизмы снижения углеродного следа промышленных предприятий. Основными из них являются углеродный налог и система торговли квотами на выбросы углерода. Государство устанавливает компаниям и отраслям определенную базовую линию, выше уровня которой предприятие не должно допускать выбросов парниковых газов в атмосферу. Так работает с 2005 года, например, европейская система квотирования, на которую все ориентируются и является лидером.

До настоящего времени инвентаризация выбросов парниковых газов велась на добровольной основе. Но начиная с 2022 года крупнейшие предприятия России с выбросами свыше 150 тысяч тонн эквивалента углекислого газа в год будут обязаны предоставлять углеродную отчетность, первые результаты которой необходимо подать до 01.07.2023. А в 2025 году уже все предприятия с выбросами более 50 тысяч тонн СО2 в год должны будут в обязательном порядке сдавать такую отчетность.

Все эти данные заносятся в реестр выбросов парниковых газов, на базе которого будет сформирован рынок государственного регулирования. Таким образом будет определено, кому, когда и сколько можно выбрасывать, и на сколько стоит понижать планку. 

Новый закон к тому же предполагает создание правовой базы для обращения углеродных единиц по климатическим проектам – реестр углеродных единиц, выпуск и обращение которых ожидается к концу первого полугодия 2022 года.

Климатическими могут считаться проекты, которые приводят к снижению выбросов или к повышению поглощения парниковых газов, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ. Дельта между выбросами до проекта и по результатам реализованного проекта называется углеродной единицей. Это значение и заносится в реестр, в котором указываются данные компании, реализующей климатический проект, параметры сокращения, поглощения или предотвращения выбросов парниковых газов.

Если упростить для понимания, то реестр выбросов парниковых газов – это отраслевая тематика, а реестр углеродных единиц – это данные, полученные при реализации климатических проектов.

К проектам по поглощению парниковых газов можно отнести высаживание и сохранение лесов, обводнение торфяников, регенеративное сельское хозяйство и пр. Также выделяют так называемые индустриальные проекты, направленные на энергоэффективные мероприятия, техперевооружение, внедрение НДТ (наилучших доступных технологий), то есть комплекс мероприятий, позволяющий экономить ресурсы и положительно влиять на показатели ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду).

Важно отметить, что в качестве климатического проекта будут рассматриваться в комплексе как мероприятия, позволяющие снизить углеродный след конкретного производства, так и то, чтобы, в результате реализации климатического проекта, выбросы парниковых газов при этом не увеличивались где-то за пределами.

СТАТУС КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ДВА ЭТАПА

Для подготовки климатических проектов необходимо выполнить два этапа. На первом готовится специализированная проектно-техническая документация (PDD) и основное описание проекта. Здесь все расчеты по сокращению или поглощению выбросов парниковых газов по годам, определение базовой линии, доказательства принципов дополнительности, прописывается система мониторинга проекта, методики измерения углеродных единиц и т.д. Подробно это прописано в проекте приказа Минэкономразвития об утверждении критериев и порядка отнесения проектов к климатическим проектам, который сейчас проходит согласование. 

На втором этапе относить проекты к климатическим будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять документы о планах реализации инициатив. За верификацию отвечает независимая сторона, которая должна будет иметь аккредитацию в государственном органе, в данном случае в Росаккредитации.

Возможно получение аккредитации и в другой стране, но в этом случае аудировать климатические проекты станет доступно только после подписания международного соглашения о взаимном принятии верификаторов.

О положительном решении верификатора компания будет обязана сообщить оператору реестра углеродных единиц. Отчеты о реализации климатического проекта (также верифицируемый) компании будут сдавать Минэкономразвития и оператору реестра.

Не мало критериев соответствия и для самого верификатора, и они достаточно жесткие. Учитываются система качества менеджмента, внутренний аудит, определенные системы обработки и хранения документов, независимость компании, квалификация сотрудников. Для последних распространяется требование: наличие в штате не менее трех человек с опытом работы минимум три года по данному направлению.

У рынка есть определенные опасения, что верификаторами могут стать компании, не очень тщательно соблюдающие эти требования, что может повлиять на качество, стоимость услуг и репутацию российского верификационного рынка с точки зрения признания их на международном уровне. Избежать этих рисков можно в случае подписания международного соглашения о взаимном принятии верификаторов.

ПОКА ТОЛЬКО РОССИЙСКАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ

В рамках международных отношений предусмотрены механизмы независимого аудита отчетности национальных компаний-верификаторов коллегами из других стран. На сегодняшний день такое международное соглашение еще не заключено, по заявлениям представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, планируется к концу 2023 года. До этого времени будет осуществляться только российская верификация национальных климатических проектов и как предполагается, обязательной «углеродной» отчетности.

При реализации того или иного климатического проекта компаниям можно будет рассчитывать на продажу полученных углеродных единиц. У покупателей при этом будет возможность прибегать к ним с целью сократить свой углеродный след или соблюсти действующие на законодательном уровне квоты на выбросы в атмосферу парниковых газов. Однако систему, ориентированную на то, чтобы активно продавать углеродные единицы, в России сегодня только формируют. В итоге получаются пока две истории: международная, в которой климатические проекты и углеродные единицы можно выпустить по международным методикам добровольных рынков, и национальная, в которой потребность рынка будет пока очень неопределенной.

По опыту достоверно известно, что Европейский Союз, родоначальник стандарта группы ISO, по которому готовятся климатические проекты, будет задавать очень много вопросов по поводу российского стандарта, который считается не очень качественным, и наверняка будет прописывать какой-то механизм проверки подготовки документов и аудит российских верификаторов. Хотя документ прописан хорошо, критерии международные, но сам подход европейцев будет, скорее всего, очень осторожным, с учетом опыта Киотского периода о взаимном принятии и верификаторов, и верификации, и углеродных единиц. Это однозначно займет какое-то время, здесь вопрос уже международных отношений с одной стороны и выстраивания качественной системы верификации, регистрации, и обращения углеродных единиц, с другой стороны.

Ключевые шаги Россия уже сделала: приняла федеральный закон о выбросе парниковых газов, скоро должны принять федеральный закон о проекте пилотного региона на Сахалине. Поданы первые заявки на аккредитацию верификаторов, готовятся климатические проекты. У нас есть необходимые методики. Сделано и делается многое. Основной вопрос – в признании методик, качества наших климатических проектов, верификации, углеродных единиц, на международной арене.

СПЕЦИАЛИСТЫ НА ВЕС ЗОЛОТА

Верификацией должны заниматься люди, имеющие определенный опыт, прошедшие обучение у иностранных коллег. Помимо этого, специалисты должны понимать специфику отраслей, внутренних процессов, производственных цепочек. Количество таких экспертов очень ограничено, обучения нет, и это серьезная болевая точка на сегодняшний день. В целом по вопросам климата, парниковых газов, расчету углеродного следа компании и уж тем более по верификации стоит острый кадровый вопрос и спрос на специалистов продолжает расти.

Но надо отметить, что все крупные компании в последние полтора-два года уже озадачились этим вопросом. Некоторые металлургические, нефтегазовые и химические предприятия уже имеют в штате качественных специалистов и успели много сделать в контуре организаций в этом плане. Но специалистов все равно не хватает, их ищут, переманивают друг у друга. К тому же все опасаются CBAM (CBAM - механизм регулирования углеродных границ, Carbon Border Adjustment Mechanism, прим. IG), который даст дополнительную нагрузку на платежи российских компаний за углеродный след на продукцию, ввозимую в Европу.

Сейчас в качестве базы для подготовки климатических проектов и отчетности по ним используются иностранные методики по механизмам чистого развития (CDM), например, известные добровольные углеродные программы VERRA, Gold Standard, GCC и другие, принимаемые мировым сообществом. Если говорить об углеродной отчетности, то здесь расчеты делаются на основе международных рекомендаций Greenhouse Gas Protocol (GHG Protocol - Протокол по парниковым газам, созданный при взаимодействии Института Мировых Ресурсов и Всемирного Делового Совета по Устойчивому Развитию, прим. IG).

ОТКРЫТОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА

Минэкономразвития предложило штрафовать бизнес за непредоставление или нарушение порядка подачи отчетности о выбросах парниковых газов, за искажение информации в документах. Предполагается двухступенчатая система: за повторное нарушение сумма штрафов удваивается. Так, максимальная сумма штрафа за нарушение составит 150 000 рублей - для должностных лиц, 500 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей и 1 миллион рублей – для юридических лиц.

О том, будет ли данная отчетность открытой – пока нет ответа. Но, конечно, она должна быть доступна для оценки ее качества. Это повлияет на мониторинг соответствия российских критериев и верификации международного уровня. Наша страна должна доказать качество предоставляемых услуг, начиная от подготовки проектов углеродной отчетности и заканчивая верификацией.

Также, в настоящее время, рабочей группой при Министерстве экономического развития Российской Федерации, рассматривается выполнение, не добровольной, а обязательной верификации подаваемой «углеродной» отчетности.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Минэкономразвития сформировало пакет льгот для бизнеса. Сейчас данный проект на рассмотрении в Правительстве РФ. Основное послабление – отмена НДС на доходы от реализации работ и услуг в климатических проектах, а также с продажи углеродных единиц.

Другая мера – освобождение физических лиц, занятых в выпуске и торговле углеродными единицами, от НДФЛ. Еще одно предложение – исключить из налоговой базы по налогу на прибыль доходы от операций с углеродными единицами, при этом предоставив право уменьшать налоговую базу на расходы от таких сделок. Для организаций, которые используют упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог, предложена аналогичная возможность.

КАК ПОМОЧЬ «ЗЕЛЕНОМУ» ПЕРЕХОДУ

К людям еще не пришло понимание, что «зеленый» переход - это даже не задача, а глобальная необходимость и она, скажем так, на многие годы. Минфин России уже сообщил о снижении доли нефтегазовых доходов российского бюджета к началу 2030-х годов. Масштабный энергопереход создает значимые дополнительные риски и в средне- долгосрочной перспективе может привести к существенному падению цен на нефть.

В 2019 году Еврокомиссия представила «Европейское зеленое соглашение» – документ, направленный на превращение Европы к 2050 году в первый климатически нейтральный континент с полным прекращением выбросов парниковых газов. К 2023 году ЕС планирует ввести углеродный налог на импорт продукции из тех стран, где превышены выбросы парниковых газов. В первую очередь это скажется на российских поставках черных металлов, угля, газа и нефтепродуктов, алюминия, цемента, удобрений и продуктов нефтехимии.

Второй по значимости для России экспортный рынок – Китай – в начале 2020 года объявил о целях достижения углеродной нейтральности к 2060 году и запустил торговлю квотами на выбросы.

Сейчас более половины российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары. Потенциальные потери российского бизнеса от мирового перехода к низкоуглеродной экономике оцениваются в десятки миллиардов долларов. В границах трех-пяти лет нужно осознать, что доходы как компаний, так и частных людей, начнут падать, т.к. товары будут просто не востребованы и не конкурентоспособны.

До сих пор не хватает понимания и информированности. Специалисты по климату, в том числе и в России, говорят об этом много лет, а в средствах массовой информации активно обсуждаться эта история начала только последние год-полтора. И сейчас наблюдается первая стадия сопротивления у людей. Еще недостаточно времени прошло, чтобы донести эту информацию в массы, и даже чтобы менеджмент многих компаний понял серьезность ситуации и «зеленого» перехода.

Однако готовиться к экотрансформации необходимо вне зависимости от изменений, появляющихся в тех или иных нормативных актах. Превентивный подход позволит объективно и всесторонне оценить потенциальные угрозы и вызовы, предотвратить риски, превратить их в возможности и обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

21 июля 2022 | Экспертиза
Надежда Михайлова: Исследование систем обращения с отходами на службе экологической трансформации отрасли
31 мая 2022 | Экспертиза
Михаил Меламед: Углеродная нейтральность как часть ESG трансформации и место АПК в её достижении
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.