Мир твердо намерен к середине столетия перейти к углеродонейтральной модели развития. Почти 90% глобальных выбросов СО2 покрывается теми или иными декларациями по их снижению. По итогам саммита в Глазго крупнейшие экономики мира взяли на себя обязательства достигнуть углеродной нейтральности: ЕС, США, Япония, Бразилия – к 2050 году, Россия, Китай – к 2060 году, Индия – к 2070 году. Сельское хозяйство является одним из основных источников таких газов. Генеральный директор ООО «Агроинжиниринговая компания» Михаил Меламед объясняет причины, почему вопрос экологии и устойчивого развития агросектора в свете повестки ESG развития требует особого внимания.
В 2010 году на долю сектора сельского хозяйства приходилось от 10% до 12% мировых выбросов или от 5,2 до 5,8 гигатонн эквивалента CO2 (ГтCO2-экв.) в год, что составляет четверть от мировых антропогенных выбросов. По оценке стран ЕС[1] доля животноводства составляет от общих антропогенных выбросов каждого газа: 9 % СО2, 65% N2O, 37 % СН4 и 90% NН3. К наиболее значимым по вредности газам следует отнести метан, закись азота, углекислый газ и аммиак. Животноводство в качестве «побочного продукта» производит сейчас в пересчете на СО2 на 18%[2] больше парниковых газов, чем транспорт, говорится в материалах ООН.
Принятые Россией обязательства означают, что за 40 лет нашей стране нужно будет найти способ снизить фактические выбросы парниковых газов. В 2019 году суммарные выбросы парниковых газов от аграрного сектора Российской Федерации составили 114 174 тыс. тонн СО2-экв[3]. Установлено, что существенными источниками выбросов закиси азота являются системы сбора, хранения и использования жидкого и твёрдого навоза и помета. Прямые выбросы N2O происходят в ходе процессов нитрификации-денитрификации азота[4], содержащегося в навозе и помете, при внесении их в почву. Выброс СН4 и N2O из навоза/помета во время хранения и обработки зависит от содержания азота и углерода в навозе, а также от продолжительности хранения и типа обработки. Косвенные выбросы происходят в результате потерь летучего азота, главным образом в форме аммиака. Ниже приведена расшифровка выбросов сельского хозяйства по источникам их возникновения (данные 2019 года).
Роль качественных (полностью ферментированных) органических удобрений в климатической повестке одна из весомых, поскольку за счет депонирования в почве стабильного органического углерода эффект от их применения проявляется быстрее лесного[5], а сами проекты могут стать как «климатическими» для сельхозтоваропроизводителей, так и «компенсационными» (офсетными) для компаний, не имеющих нужных низкоуглеродных активов (те же производители минеральных удобрений).Однако на международном уровне начинает формироваться понимание, что в вопросе изменения климата сельхозпроизводство «не только источник проблемы, но и ключевой элемент решения». Если раньше сельское хозяйство воспринималось, с одной стороны, как одна из причин изменения климата, а с другой – как одна из основных его жертв, и вопрос ставился только о сокращении воздействия климатических изменений на сельхозпроизводство и о его адаптации к меняющемуся климату, то сегодня речь идет о том, что сельское хозяйство может стать источником технологий, обеспечивающих удаление (секвестрацию) парниковых газов из атмосферы и депонирование углерода в почве.
В то же время необходимо помнить о возникающих «экономических угрозах», прежде всего для экспортного потенциала. Так, например, такой угрозой стал универсальный стандарт отчетности по выбросам углекислого газа, используемый при строительстве и жизненном цикле конструкций, выпущенный Британским Королевским институтом дипломированных оценщиков (RICS). Этот стандарт (ICMS3) устанавливает методологию для специалистов-строителей и разработчиков по учету количества воплощенного углерода, создаваемого их проектами, будь то строительство новых дорог, школ, офисов, жилья или железных дорог. А значит, может быть применен для оценки количества воплощенного углерода предприятием-импортером (вне зависимости от вида продукции) в страны ЕС и Великобритании.
Кроме того, следует помнить, что с 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с высоким «углеродным следом». Весьма вероятно, что в перспективе сельскохозяйственная продукция, так или иначе, подпадет под корректирующий механизм ЕС. Это неизбежно заставит страны – экспортеры сельскохозяйственной продукции в ЕС принимать меры по сокращению углеродного следа собственного сельскохозяйственного производства, чтобы избежать выплат по корректирующему механизму или хотя бы снизить их. Вероятно, в случае успешного внедрения пограничного корректирующего углеродного механизма в ЕС, его опыт будет распространен на другие страны, в первую очередь на имеющие тесные торговые связи с ЕС.
Критерии отнесения проектов в АПК к ESG
- Круглосуточная и круглогодичная утилизация (переработка) помета/навоза методом ускоренной биоконверсии (ферментации, компостирования);
- Непродолжительное время полного компостирования (30-40 дней);
- Получение стабильного, полностью ферментированного, безопасного гранулированного органического удобрения (ГОУ);
- Полное отсутствие риска загрязнения почв и водных ресурсов с дождевыми и талыми водами;
- Отсутствие неприятного запаха при утилизации (переработке) навоза/помета;
- Минимизация выброса парниковых газов (ПГ), снижение углеродного следа, в т. ч. за счет
- отсутствия накопления, хранения и внесения в почву навоза/помета, в т. ч. сушеного или не полностью ферментированного, жидкой фракции;
- отсутствия выброса ПГ от с/з земель, сокращения известкования почв и внесения азотных минеральных удобрений при использовании ГОУ/ГОМУ;
[1] Васильев Э. В. Эмиссия вредных газов при производстве животноводческой продукции
[2] Васильев Э. В. Эмиссия вредных газов при производстве животноводческой продукции
[3] Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемым Монреальским протоколом за 1990-2019 гг. Москва 2021 г
[4] Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбации поглотителями парниковых газов не регулируемых монреальским протоколом за 1990-2019 Часть 1, Москва 2021, стр.180
[5] Заседание Президиума РАН по климату (23.0921г.) https://www.youtube.com/watch?v=Ee0pbFmIOjA