Михаил Меламед: Углеродная нейтральность как часть ESG трансформации и место АПК в её достижении
infragreen

Михаил Меламед: Углеродная нейтральность как часть ESG трансформации и место АПК в её достижении

31 мая 2022 | Климатическая повестка Мы в соцсетях Печать

Мир твердо намерен к середине столетия перейти к углеродонейтральной модели развития. Почти 90% глобальных выбросов СО2 покрывается теми или иными декларациями по их снижению. По итогам саммита в Глазго крупнейшие экономики мира взяли на себя обязательства достигнуть углеродной нейтральности: ЕС, США, Япония, Бразилия – к 2050 году, Россия, Китай – к 2060 году, Индия – к 2070 году. Сельское хозяйство является одним из основных источников таких газов. Генеральный директор ООО «Агроинжиниринговая компания» Михаил Меламед объясняет причины, почему вопрос экологии и устойчивого развития агросектора в свете повестки ESG развития требует особого внимания.

В 2010 году на долю сектора сельского хозяйства приходилось от 10% до 12% мировых выбросов или от 5,2 до 5,8 гигатонн эквивалента CO2 (ГтCO2-экв.) в год, что составляет четверть от мировых антропогенных выбросов. По оценке стран ЕС[1] доля животноводства составляет от общих антропогенных выбросов каждого газа: 9 % СО2, 65% N2O, 37 % СН4 и 90% NН3. К наиболее значимым по вредности газам следует отнести метан, закись азота, углекислый газ и аммиак. Животноводство в качестве «побочного продукта» производит сейчас в пересчете на СО2 на 18%[2] больше парниковых газов, чем транспорт, говорится в материалах ООН.

Принятые Россией обязательства означают, что за 40 лет нашей стране нужно будет найти способ снизить фактические выбросы парниковых газов. В 2019 году суммарные выбросы парниковых газов от аграрного сектора Российской Федерации составили 114 174 тыс. тонн СО2-экв[3]. Установлено, что существенными источниками выбросов закиси азота являются системы сбора, хранения и использования жидкого и твёрдого навоза и помета. Прямые выбросы N2O происходят в ходе процессов нитрификации-денитрификации азота[4], содержащегося в навозе и помете, при внесении их в почву. Выброс СН4 и N2O из навоза/помета во время хранения и обработки зависит от содержания азота и углерода в навозе, а также от продолжительности хранения и типа обработки. Косвенные выбросы происходят в результате потерь летучего азота, главным образом в форме аммиака. Ниже приведена расшифровка выбросов сельского хозяйства по источникам их возникновения (данные 2019 года).

Роль качественных (полностью ферментированных) органических удобрений в климатической повестке одна из весомых, поскольку за счет депонирования в почве стабильного органического углерода эффект от их применения проявляется быстрее лесного[5], а сами проекты могут стать как «климатическими» для сельхозтоваропроизводителей, так и «компенсационными» (офсетными) для компаний, не имеющих нужных низкоуглеродных активов (те же производители минеральных удобрений).Однако на международном уровне начинает формироваться понимание, что в вопросе изменения климата сельхозпроизводство «не только источник проблемы, но и ключевой элемент решения». Если раньше сельское хозяйство воспринималось, с одной стороны, как одна из причин изменения климата, а с другой – как одна из основных его жертв, и вопрос ставился только о сокращении воздействия климатических изменений на сельхозпроизводство и о его адаптации к меняющемуся климату, то сегодня речь идет о том, что сельское хозяйство может стать источником технологий, обеспечивающих удаление (секвестрацию) парниковых газов из атмосферы и депонирование углерода в почве.

В то же время необходимо помнить о возникающих «экономических угрозах», прежде всего для экспортного потенциала. Так, например, такой угрозой стал универсальный стандарт отчетности по выбросам углекислого газа, используемый при строительстве и жизненном цикле конструкций, выпущенный Британским Королевским институтом дипломированных оценщиков (RICS). Этот стандарт (ICMS3) устанавливает методологию для специалистов-строителей и разработчиков по учету количества воплощенного углерода, создаваемого их проектами, будь то строительство новых дорог, школ, офисов, жилья или железных дорог. А значит, может быть применен для оценки количества воплощенного углерода предприятием-импортером (вне зависимости от вида продукции) в страны ЕС и Великобритании.

Кроме того, следует помнить, что с 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с высоким «углеродным следом». Весьма вероятно, что в перспективе сельскохозяйственная продукция, так или иначе, подпадет под корректирующий механизм ЕС. Это неизбежно заставит страны – экспортеры сельскохозяйственной продукции в ЕС принимать меры по сокращению углеродного следа собственного сельскохозяйственного производства, чтобы избежать выплат по корректирующему механизму или хотя бы снизить их. Вероятно, в случае успешного внедрения пограничного корректирующего углеродного механизма в ЕС, его опыт будет распространен на другие страны, в первую очередь на имеющие тесные торговые связи с ЕС.

Критерии отнесения проектов в АПК к ESG

  1. Круглосуточная и круглогодичная утилизация (переработка) помета/навоза методом ускоренной биоконверсии (ферментации, компостирования);
  2. Непродолжительное время полного компостирования (30-40 дней);
  3. Получение стабильного, полностью ферментированного, безопасного гранулированного органического удобрения (ГОУ);
  4. Полное отсутствие риска загрязнения почв и водных ресурсов с дождевыми и талыми водами;
  5. Отсутствие неприятного запаха при утилизации (переработке) навоза/помета;
  6. Минимизация выброса парниковых газов (ПГ), снижение углеродного следа, в т. ч. за счет
  • отсутствия накопления, хранения и внесения в почву навоза/помета, в т. ч. сушеного или не полностью ферментированного, жидкой фракции;
  • отсутствия выброса ПГ от с/з земель, сокращения известкования почв и внесения азотных минеральных удобрений при использовании ГОУ/ГОМУ;

[1] Васильев Э. В. Эмиссия вредных газов при производстве животноводческой продукции

[2] Васильев Э. В. Эмиссия вредных газов при производстве животноводческой продукции

[3] Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемым Монреальским протоколом за 1990-2019 гг. Москва 2021 г

[4] Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбации поглотителями парниковых газов не регулируемых монреальским протоколом за 1990-2019 Часть 1, Москва 2021, стр.180

[5] Заседание Президиума РАН по климату (23.0921г.) https://www.youtube.com/watch?v=Ee0pbFmIOjA

01 декабря 2024 | Новости
ISO опубликовала универсальный стандарт для ESG-трансформации бизнеса
24 ноября 2024 | Новости
Светлана Бик вместе со студентами РУДН выступила на ежегодной конференции «17 ЦУР»
23 ноября 2024 | Новости
Конценсус ценой компромисса: анализ достижений и противоречий СОР29
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.