Наталия Ушакова: Системы добровольной сертификации – необходимый элемент оценки устойчивого развития

Наталия Ушакова: Системы добровольной сертификации – необходимый элемент оценки устойчивого развития

28 июня 2022 | ESG

Сертификация – независимая оценка третьей стороной, в том числе и добровольная, развивается в России с 90-х годов. О том, что дает добровольная сертификация и как ее проводят, рассказывает генеральный директор АНО «Московский экологический Регистр», эксперт системы добровольной сертификации «Зеленый офис» Наталия Ушакова.

«ЗЕЛЕНЫЙ ОФИС» И ДРУГИЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ESG

В рамках системы добровольной сертификации «Зеленый офис» разработан ряд документов, где установлены критерии соответствия объекта требованиям Зеленого офиса. Стандарт СДС «Зеленый офис» № РОСС RU.З1963.04ЗОФ0 соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ», по пункту 3. Строительство, подпункт 3.1. Строительство «зеленых» зданий и сооружений», установлены требования на соответствие одному или нескольким национальным стандартам в сфере «зеленого» строительства, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

В стандарт «Зеленый офис» входит политика экологического строительства, эксплуатации и функционирования объектов, которая позволяет сократить нерациональные расходы при эксплуатации объекта, нивелирует случаи неудовлетворения сотрудников качеством внутренней среды, помогает внедрить правила обращения с отходами, подлежащих переработке в соответствии с «зелеными» стандартами и актуальными требованиями российским законодательством в области обращения с отходами, повышает общий уровень экологичности объекта и сокращает углеродный след от функционирования и эксплуатации.

СДС «Зеленый офис» применяется как для уже эксплуатируемых объектов и учитывают возможности объектов, находящихся в аренде/эксплуатации, так и рекомендована к применению на стадии проектирования объекта.

В ходе проведения аудита объекта применяется энергомоделирование и математическое моделирование на соответствие требованиям СДС «Зеленый офис». Дополнительно разработан СТО «Зеленый отель. Eсogreenhotel» 02.09.1 – 2018».

Наличие сертификата СДС «Зеленый офис» позволяет компаниям позиционировать себя как экологичную компанию, принимающую обязательства по устойчивому развитию.

Движение по пути устойчивого развития требует наличия документов, а именно стандартов, позволяющих оценить любой компании уровень своего соответствия целям устойчивого развития. И в этом случае очень важно сформировать систему стандартов по ESG, которые будут служить дорожной картой для формирования целей и задач по устойчивому развитию. Стандарты ESG должны базироваться на существующей нормативной базе и включать лучшие международные практики.  Корпоративное управление как раз и должно определить системный подход по всем направлениям и целям устойчивого развития.

ИНСТРУМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вне зависимости от специализации компании, есть обязательные требования к порядку осуществления деятельности и они, конечно, должны соблюдаться. В случае, если компания или предприниматель проходят добровольную сертификацию, это автоматически добавляет им очков, выгодно выделяет их на фоне конкурентов. Но что особенно важно, сертификация – это, прежде всего, инструмент технического регулирования. Для развития системы добровольной сертификации существуют законодательно закрепленные нормы и правила, которые позволяют ей функционировать в России. Так, например, базовый федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят в 2002 году. В 21-й статье этого документа прописаны все основные требования. Но не только этот закон регламентирует добровольную сертификацию, также действуют следующие законодательные акты: ФЗ от28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», ФЗ от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в марте 2022 года.

КТО ПРОВОДИТ СЕРТИФИКАЦИЮ И КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ СИСТЕМУ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В целом сертификация – это процедура подтверждения соответствия объектов сертификации требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Ее проводит орган по добровольной сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, входящие в систему добровольной сертификации и выполняющие работы по сертификации в определенной области. Для регистрации системы добровольной сертификации нужно направить в Росстандарт заявление, заявку с правилами функционирования системы добровольной сертификации с установленным перечнем объектов, подлежащих сертификации и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация. Кроме того, необходимо разработать и представить в Росстандарт правила выполнения предусмотренных системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, а также состав участников системы добровольной сертификации. В этот пакет должен входить и документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения, если применение знака предусматривается системой добровольной сертификации. В течение трех-пяти рабочих дней Росстандарт выдает заключение, и в случае, если все документы собраны и оформлены правильно, система регистрируется и появляется в Едином реестре.

КАК УСТРОЕНА СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Организационная структура системы добровольной сертификации может включать помимо участников, которые обеспечивают управление системой и непосредственную работу по сертификации, структурные элементы, осуществляющие вспомогательные работы. К примеру, методическое обеспечение, обучение экспертов и так далее. Важно помнить – функции органов по сертификации должны соответствовать пункту 1 статьи 21 184-ФЗ. Необходимо указать органы по сертификации и испытательные лаборатории, реально включенные в систему на момент регистрации, а также описать механизм уполномочивания участников для работы в системе.

В качестве примера можно привести распространенную структуру системы добровольной сертификации, в которую входят центральный орган и наблюдательный совет – сюда могут быть включены эксперты, которые работают по зеленым стандартам, органы по сертификации, апелляционная комиссия, а также учебный центр. В апелляционную комиссию должны быть включены абсолютно независимые, не работающие внутри системы представители.

И теперь самое главное: система сертификации – это совокупность ряда документов, она включает правила функционирования, в которых прописаны основные требования. К документам, устанавливающим требования для объектов системы добровольной сертификации, могут быть отнесены и национальный стандарт, и стандарт организации, и технические условия, и международные стандарты, и межгосударственный стандарт. То есть это те документы, из которых вы в свою систему берете критерии, на соответствие которым вы проводите сертификацию. То есть, стандарт и системы сертификации – это не идентичные понятия.

Проходить или нет добровольную сертификацию – решение за бизнесом. С одной стороны, это всегда дополнительные трудозатраты, но с другой стороны – это поддержка операционных процессов и заверение третьей независимой стороной их качества. В случае привлечения инвестиций или выхода на новые рынки добровольная сертификация всегда в помощь.

НУЖНЫ ЛИ ESG ЛОКАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

В целях дальнейшего развития ESG, полноценного внедрения ESG в компаниях и возможности измерения достижений, необходимо разрабатывать локальные стандарты, а именно серию стандартов ESG, содержащих определения, требования, критерии для внедрения ESG и которые будут помогать руководству компаний в выработке стратегий по достижению целей устойчивого развития.

Стандарты ESG для разных объектов помогут адаптировать цели компании в отношении устойчивого развития и определить, что именно необходимо сделать в части эксплуатационной, операционной деятельности с учетом экономического обоснования всех процессов.

Скачать статью в формате PDF можно по ссылке.

15 апреля 2024 | Новости
Эксперты ИНФРАГРИН оценили водоканалы по метрикам ESG
15 апреля 2024 | Новости
Эксперты платформы ИНФРАГРИН оценили конкретность и измеримость в отчетах об устойчивом развитии
07 апреля 2024 | Новости
Здоровье сотрудников – приоритет для компаний
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.