Джамшид Кучкаров: В Узбекистане реализуется Стратегия по переходу на «зеленую» экономику до 2030 года

Джамшид Кучкаров: В Узбекистане реализуется Стратегия по переходу на «зеленую» экономику до 2030 года

27 апреля 2022 | Перспектива

В марте 2022 года в Москве под эгидой Делового центра экономического развития содружества независимых государств состоялся Международный экономический форум государств-участников СНГ «Зеленая» повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии», в рамках которого Заместитель Премьер-министра – Министр экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров.

Цели «зеленой» экономики: экономия энергоресурсов, ВИЭ и рабочие места

В контексте новой стратегии развития Узбекистана переход к «зеленой» экономике занимает одно из главных мест. Необходимость перехода Узбекистана к «зеленой» модели роста обусловлена следующими факторами. Во-первых, нам нужно обеспечить растущую потребность нашей экономики в энергоресурсах в условиях их ограниченности. В этом смысле мы видим огромный потенциал для внедрения солнечных и ветряных электростанций. Во-вторых, снижение энергоемкости отечественной экономики. В-третьих, задачи по созданию новых рабочих мест и развитие аграрной сферы при ограниченности водных и земельных ресурсов. В-четвертых, обеспечение эффективной ресурсосберегающей и экологически безопасной экономики за счет активного привлечения «зеленых» инвестиций, а также внедрения принципов ESG в процесс трансформации государственных компаний.

На сегодняшний день в Узбекистане реализуется Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019–2030 годов. Ключевыми, целевыми показателями реализации «зеленой» повестки дня являются следующие:

  • Снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35% от уровня 2010 года
  • Двукратное повышение показателей энергоэффективности и снижение углеродоемкости валового внутреннего продукта
  • Дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии с доведением их доли до 25% от общего объема генерации электрической энергии

Первая фотоэлектрическая станция и модернизация инфраструктуры промышленных предприятий

В прошлом году в Узбекистане уже начала действовать первая фотоэлектрическая станция. Это – рядом с городом Навои, мощностью 100 мегаватт, и она построена на основе международного тендера эмиратским Масдаром (http://masdare.com/). Все это организовывала международная финансовая корпорация, и вообще это направление у нас очень быстро развивается. В настоящее время в порядке договоренности производится около 2-х тысяч мегаватт, включая солнечную и ветряную электрическую энергию.

Важное значение придается обеспечению доступа к современному недорогому энергоснабжению всего населения и отраслей экономики. Еще одно направление - модернизация инфраструктуры промышленных предприятий, обеспечение их устойчивости за счет повышения энергоэффективности не менее чем на 20%, существенное повышение эффективности водопользования.

Для реализации всех перечисленных направлений в Узбекистане совместно с международными финансовыми институтами разрабатывается долгосрочная Стратегия декарбонизации экономики и перехода на модель «зеленого» развития на перспективу.

В условиях сокращения природно-ресурсной базы, нарастания экологических и других проблем, пришло время выстроить новую совместную политику, нацеленную на декарбонизацию экономик стран-членов СНГ. При этом предлагается развитие межрегионального сотрудничества, разработки и использования ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичных производств, в таких сферах, где мы имеем определенные наработки.

Потенциал и направления сотрудничества на пространстве СНГ

Узбекистан является одним из активных сторонников развития климатической «зеленой» повестки на пространстве СНГ. Проведенные международными экспертами исследования показывают, что потенциал возобновляемых источников энергии Узбекистана составляет 270 миллионов тонн условного топлива. При этом за последние 10 лет мировая стоимость солнечной электроэнергии упала на 80%, а в Узбекистане ее стоимость может быть гораздо ниже.

Наша страна обладает достаточно высоким техническим потенциалом производства энергии из возобновляемых источников. Прогнозный потенциал в области ветровой энергетики Узбекистана позволяет размещение установок мощностью более 500 гигаватт, или в 30 раз больше всей действующей системы. Мы видим большой потенциал для развития нашего взаимодействия со странами СНГ по таким направлениям, как:

  • Гармонизация национальных стандартов с международными нормами в сфере возобновляемых источников энергии;
  • Внедрение цифровых систем управления, позволяющих осуществлять управление экономическими производственными процессами в более экономичном режиме, что позволит повысить ресурсоотдачу на крупных предприятиях;
  • Развитие возобновляемых источников энергии и технологии для накопления произведенной энергии;
  • Модернизация и создание новых энергоэффективных мощностей в отраслях экономики путем реализации совместных инвестпроектов на базе совместных предприятий;
  • Развитие «зеленой» промышленности, сельского хозяйства, энергетической и транспортной сферы;
  • Разработка и внедрение новых технологий для увеличения объемов использования вторичных ресурсов, а также внедрение водосберегающих технологий в сфере водопользования.

Сегодня каждая из стран СНГ занимается «зеленой» экономикой и климатической повесткой в рамках принятых национальных программ, концепций и стратегий. При этом очевидно, что решение проблем с изменением климата в пределах одной или нескольких стран очень трудно. Данный вопрос, конечно же, носит глобальный характер и, по нашему мнению, консолидация усилий на широкое применение чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, активизация совместных научных исследований и разработок, стимулирование инновационной деятельности позволят увеличить эффективность мер, принимаемых в рамках национальных программ и стратегий. 

Информационное агентство ИНФРАГРИН, опубликовано в сокращении по записи выступлений на Международном экономическом форуме государств-участников СНГ «Зеленая» повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии»

19 января 2023 | Зеленая евразийская платформа
ЕАЭС утвердил модельную таксономию для обеспечения финансирования зеленых проектов
17 января 2023 | Зеленая евразийская платформа
Президент Жапаров предлагает обменять внешний долг Кыргызстана на зеленые проекты
28 ноября 2022 | Зеленая евразийская платформа
Опубликован проект стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года
ПРИХОДИТЕ В ТЕЛЕГРАМ
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Обращение с отходами | Интервью с Евгением Барзыкиным
«В условиях кризиса ни один из запланированных в сфере обращения с ТКО крупных инфраструктурных проектов на инвестиционной стадии не был заморожен, более того, ряд ранее отложенных проектов был запущен вновь»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.