Мотивы российских компаний к зеленому инвестированию

Мотивы российских компаний к зеленому инвестированию

08 марта 2023 | Зеленые финансы

Разработка политики зеленой модернизации национальной экономики требует не только знания зарубежного опыта, т.е. что представляют собой алгоритмы запуска процесса «озеленения» экономики, его выгоды и издержки на примере других стран, но и знания того, насколько принципы зеленой экономики уже сегодня проникли в наш реальный сектор экономики. Это необходимо, чтобы понять через какую проблему нам целесообразнее интегрироваться в международную повестку и на решении которой концентрировать ресурсы бизнеса и государства. Представители Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Людмила Кабир и научный сотрудник Иван Раков представляют результаты анализа фактов российской практики и обзор зарубежных исследований мотивации компаний к зеленым инвестициям.

ЗНАЧИМОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ И ДАВЛЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

В зарубежных исследованиях проблема мотивации компаний к инвестициям в зеленые инновации имеет различные аспекты рассмотрения. Большое внимание уделяется вопросу роли менеджмента компании в формировании зеленой повестки и мотивации к зеленым инновациям. Отмечается, что инвестиции в зеленые инновации обладают двумя признаками: инструмента охраны окружающей среды и, собственно инноваций, которые обеспечивают компаниям получение конкурентных преимуществ и достижения устойчивого роста. Но привлекательность инвестиций в зеленые инновации снижается тем, что зачастую они воспринимаются как экологические издержки. Финансирование этих издержек компанией выгодно обществу, но для бизнеса это инвестиции, которые имеют риск, окупаются в течение определенного срока и за которые руководитель компании несет финансовую ответственность. В результате этого менеджмент компании склонен уклоняться от принятия решений по инвестированию в зеленые инновации. Для преодоления этой проблемы требуется найти мотив, который позволит руководителю компании снизить свое стремление избежать рисков инвестирования.

Еще одно направление исследований, это изучение влияния личного отношения менеджеров компаний к зеленой повестке и влияния заинтересованных сторон на поведение компаний в области зеленых инвестиций. Исследователи выявляют связь управленческого сознания и социальной ответственности менеджмента предприятий с принятием решений о зеленых инвестициях. Еще одной силой, которая оказывает влияние на мотивацию менеджеров по принятию решения о зеленых инвестициях, признаются заинтересованные стороны. Они все более проявляют интерес к зеленой повестке и способны оказать серьезное влияние на экономическую деятельность компаний, принуждая к принятию определенных стратегических решений. Таким образом мотивация руководителя компании к осуществлению зеленых инвестиций является важным фактором, а давление заинтересованных сторон (акционеры, инвесторы, поставщики, клиенты) также выполняет свою роль.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Влияние глобальной повестки в области целей устойчивого развития (ЦУР) на решения компаний реализовать амбициозные планы в области зеленых инвестиций - новое направление исследований, которое сегодня активно изучается. Здесь следует обратить внимание на публикации, которые доказывают большую вовлеченность крупных компаний в глобальную повестку. Появляются первые исследования, которые изучают практику осуществления зеленых инвестиций, связанную с выполнением финансовых целей компании и обязательств по достижению целей устойчивого развития. Выводы исследования заключаются в том, что необходим проактивный подход, позволяющий соединить инвестиционную деятельность, достижение ЦУР и запланированных финансовых показателей и здесь большую роли играет давление заинтересованных сторон. Принятие отчетности по зеленым инвестициям позволит устранить трения со стейкхолдерами, повысив подотчетность компании. Одновременно это свяжет улучшит достижение целей компании как финансовых, так и ЦУР.

Таким образом, стимулы, исходящие с глобального уровня и из внешней среды бизнеса значимы для компаний при принятии решений о зленых инвестициях. 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Изучаются и стимулы, исходящие от государства, которые могут действовать двумя способами. Во-первых, это меры государственной поддержки или государственное субсидирование. Современные исследования приводят серьезные аргументы в отношении того, что при отсутствии государственной поддержки зеленые инновации приводят к увеличению экономического бремени компаний, ограничению применяемых технологий и значительному снижению экономической эффективности компаний. Для получения положительного эффекта от зеленых инноваций правительства должны усилить их поддержку, осуществлять правильное макроэкономическое регулирование и сформировать правовую систему защиты инновационной деятельности. В свою очередь компании должны сосредоточиться на модернизации производственных процессов и одновременно активно накапливать технологии, чтобы нивелировать негативное влияние зеленых инноваций на экономическую эффективность.

Во-вторых, это изучение роли экологического регулирования как стимула к осуществлению бизнесом зеленых инвестиций. Здесь перед нами раскрывается целый спектр исследований, которые предлагают сместить фокус с изучения традиционного рыночного поведения компаний на экологическое регулирование. Согласно исследования большинство предприятий не видят стратегических перспектив для инициации преобразований как в области охраны окружающей среды и экологии, так и в области зеленой экономики. Экологическое регулирование заставляет компании понять важность зеленых инвестиций и направляет их к активному участию в них. Кроме того, повышая стоимость загрязнения, для компаний создаются стимулы к производственной трансформации и модернизации. Вместе с тем влияние экологического регулирования не столь однозначно.

Влияние новых рыночных инструментов зеленой экономики, а именно, политики торговли квотами на выбросы углерода также находится в центре внимания современных исследователей. Ключевым вопросом является: может ли торговля квотами на выбросы углерода оказывать влияние на «зеленые» инвестиции и как будет проявляться это влияние? Однозначного мнения в этой области еще не сложилось.

Появляются исследования, которые предлагают оценки влияния политики одновременного стимулирования и регулирования зеленых инвестиций. Исследователи доказывают наличие синергетического эффекта от субсидий на зеленые инновации и налогов на выбросы углерода или экологических субсидий и экологических налогов на эффективность корпоративных зеленых инвестиций. Важным является создание конкурентных условий доступа компаний к государственным субсидиям и исключение рентоискательской деятельности со стороны компаний.

МЕТОД ОЦЕНКИ И ДАННЫЕ

В научной литературе нет единого подхода к статистической оценке зеленых инвестиций. Одни исследователи предлагают использовать показатель «инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Другие используют специализированные показатели корпоративных зеленных инвестиций, рассчитанные национальными исследовательскими центрами. Третьи собирают данные по зеленым инвестициям на основе анкетирования предприятий или же предлагают свой расчет показателя «зеленые инвестиции» на основе информации, аккумулирующейся в коммерческих базах данных.

Продолжение в статье в формате PDF.

14 апреля 2024 | Новости
Китай последовательно поддерживает развитие зеленых финансов
31 марта 2024 | Новости
Банк России отчитался перед Государственной Думой и всей страной за 2023 год
05 марта 2024 | INFRAGREEN_LAB
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.