Татьяна Завьялова: Большинство задач, которые стоят перед губернаторами и мэрами городов, так или иначе связаны с тематикой устойчивого развития

Татьяна Завьялова: Большинство задач, которые стоят перед губернаторами и мэрами городов, так или иначе связаны с тематикой устойчивого развития

20 сентября 2023 | ESG

Повестка ESG в России снова набирает динамику, и мы можем говорить о том, что ESG прошло «стресс-тест». При этом очевидно, что ключевые драйверы изменились: наряду с международными рынками и бизнесом, социально-экологические приоритеты в управлении сейчас находятся в фокусе государства, включая уровень региональной и муниципальной власти. О том, как компания продвигает повестку устойчивого развития в регионах страны, руководителю платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик рассказывает старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова. Материал опубликован в Докладе «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023».

Темы ESG и устойчивого развития — это долгоиграющие тренды. Они определяют сценарии будущего всей планеты на несколько десятилетий вперед. И действуют как во всем мире, так и в России. Три года назад Сбер первым в нашей стране среди банков пошел по пути ESG-трансформации. Как реализуется и развивается ESG-стратегия компании в новых условиях?

Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что события прошлого года полностью изменили сложившуюся систему координат, в рамках которых развивалась ESG-повестка в России. «Старая», ориентированная на международные стандарты система разрушилась. Да и в мире ESG-тема не осталась неизменной, концепция живет и постоянно развивается по мере накопления знаний, данных и опыта, отражая все изменения, которые происходят и в экономическом, и в геополитическом смысле.

Поэтому изменения 2022–2023 годов стали в России не только большим вызовом для ESG-повестки, но и новым стимулом — фактически подтолкнули к развитию своего собственного подхода с учетом национальной специфики.

Из хорошего — был восстановлен баланс между разными частями повестки, ушли перекосы, связанные с перегревом темы декарбонизации и трансграничного налога, больше внимания получили практические усилия компаний и законодательные усилия государства в области экологического и социального благополучия. Одной из наиболее важных и актуальных тем стала тема обеспечения долгосрочной устойчивости территорий, в том числе — синхронизация усилий всех заинтересованных сторон, включая бизнес и государство, по развитию территорий, на которых они работают.

На мой взгляд, мы сейчас имеем уникальную возможность создать и реализовать новую парадигму ESG «с человеческим лицом» — сосредоточившись на реальных запросах наших людей, решении первоочередных социальных, экологических и экономических задач, которые стоят перед страной и всеми нами.

Сбер гибко адаптируется к текущей ситуации, неизменной остается только наша приверженность главным ценностям: мы продолжаем поддерживать наших сотрудников и клиентов и продолжаем работу согласно утвержденным принципам и обязательствам в области ESG и устойчивого развития. Наша повестка всегда формировалась исходя из роли Сбера в истории и экономике страны, с учетом взгляда в будущее, на основе анализа долгосрочных трендов и рисков. Все основания для этой работы сохранились.

Конечно, в текущих условиях мы пересмотрели свои планы, сосредоточив фокус внимания на содействии социальному развитию и экономическому благополучию. Этот приоритет означает для нас поддержку более 100 млн наших розничных клиентов и 3 млн юридических лиц, от которых зависит в целом экономическое развитие и благополучие страны.

Мы первыми в стране утвердили собственную социальную таксономию для принятия кредитных решений. В итоге появились социальные кредиты, 100% средств которых направляются на реализацию социально значимых проектов. Например, на строительство, реконструкцию, реновацию, модернизацию и оснащение учреждений культуры (музеи, архивы, библиотеки, театры и т. д.), строительство учреждений образования и здравоохранения, реконструкцию аварийных и ветхих объектов недвижимости. В 2023 году мы нацелены нарастить портфель социального финансирования до 100 млрд руб.

Ежегодно в регионах России Сбер реализует множество социальных и экологических активностей и инициатив разного уровня и масштаба. В прошлом году было завершено более 1000 таких инициатив, нацеленных на социальную поддержку населения, создание дополнительных возможностей в области образования, телемедицины, государственно-частного партнерства, поддержки развития предпринимательства.

Татьяна, задам вопрос конкретно: зачем Сберу регионы?

Мы уже обсудили, что в прошлом году стала формироваться собственная национальная повестка в области устойчивого развития, в которую включились и регуляторы (федеральные и региональные органы исполнительной власти), и бизнес, и общественность. Все эти стороны заинтересованы в долгосрочной устойчивости и все они предпринимают для этого определенные усилия.

России предстоит найти собственный путь с учетом специфики текущего момента и национальных интересов. И в конечном итоге вся повестка устойчивого развития, ESG и климатических действий «приземляются» именно на уровне городов и регионов, на территориях.

Именно территории являются точкой концентрации интересов и усилий всех вовлеченных сторон. Здесь возможны взаимодействие, диалог, договоренности о совместных действиях, проектах и инвестициях. Здесь сразу виден результат. Здесь первая линия получения обратной связи от жителей, все ли хорошо, или, наоборот, нужно направлять больше усилий.

Фактически регионы — это и есть точка сборки усилий по устойчивому развитию.

Мы, как системообразующий финансовый институт, как никто другой заинтересованы в долгосрочной экономической, социальной и экологической стабильности регионов, где реализуются наши проекты, работают и живут наши клиенты и сотрудники, их семьи. Чем лучше в регионах настроены системы управления рисками на всех уровнях и чем эффективнее используются региональные возможности, тем полезнее для инвестиций, для бизнеса и для людей. А значит, и для банка.

Поэтому для нас регион — самая правильная точка входа и приложения усилий для системных изменений и повышения устойчивости.

Реализуя один региональный проект, мы объединяем все заинтересованные стороны и получаем синергетический эффект. То есть вложенные усилия дают максимально возможный результат. Приведу лишь один пример, наглядно подтверждающий данное утверждение. По итогам нашего сотрудничества с администрацией Нижегородской области на базе Корпоративного университета Правительством Нижегородской области (КУПНО) был создан Центр ESG-компетенций. Его цель — изучение и объединение лучших российских и международных практик устойчивого развития, создание новых проектов по улучшению качества жизни людей.

Всего за 2 года работы Центр разработал более 50 собственных образовательных программ, внедрил более 100 инструментов развития. С практиками и продуктами КУПНО уже познакомились 46 регионов, а еще 11 регулярно используют их на практике.

Смотрим дальше. Для решения наиболее острых и важных проблем развития региона используются социально-экономические стратегии и комплексные целевые программы регионального развития. Фактически все усилия направлены на поиск «точек роста» региональной экономики, и тут опять интересы банка и региона совпадают. Создание основы для сбалансированного развития региональной социально-экономической системы в целом, учет и управление социальными и экологическими рисками позволяют местным властям создавать на своей территории в прямом и переносном смыслах хороший климат, привлекать бизнес и удерживать таланты.

А банку — направлять инвестиции в развитие перспективных технологий и предприятий, минимизировать риски и вносить достойный вклад в социально-экономическое развитие страны.

Мы хорошо это понимаем. Поэтому тесно взаимодействуем с региональными властями для решения актуальных для регионов задач.

Например, Сбер за прошлый год одобрил финансирование 75 проектов в сфере государственно-частного партнерства в таких отраслях, как:

  • ЖКХ — 5 млрд руб. (проекты в области теплои водоснабжения);
  • образование — 56 млрд руб. (строительство в ряде субъектов Российской Федерации 44 школ, всего будет профинансировано создание 116 объектов мощностью более чем 100 тыс. мест);
  • переработка твердых коммунальных отходов — 1 млрд руб.

Следующий момент: именно в регионах осуществляются реализация и синхронизация национальных и региональных программ развития. Этому также помогает применение подходов и принципов устойчивого развития и ESG. Системный подход становится стратегическим приоритетом, который обеспечивает долгосрочную устойчивость региона, модернизацию экономики в направлении структурных изменений, развитие высокотехнологичных, инновационных и экологичных производств. И это опять про Сбер, потому что совпадает с нашей ориентацией на долгосрочное развитие, поддержание конкурентоспособности наших клиентов и экономики в целом.

Подводя краткий итог, можно сказать, что для российских регионов повестка устойчивого развития становится все более необходимой в качестве инструмента управления системными изменениями, а также для взаимодействия с бизнесом и населением.

Значимость повестки растет как с точки зрения необходимости управлять рисками, так и с позиции поиска новых точек роста для развития экономики и обеспечения необходимого качества жизни для людей. Поэтому тематика регионального устойчивого развития для Сбера остается максимально актуальной.

Давайте теперь поговорим о пользе устойчивого развития для регионов. Почему этой теме уделяют так много внимания регионы-лидеры и зачем их примеру следовать остальным?

С принципами устойчивого развития связаны многие вопросы, которые сейчас стоят перед российскими регионами: обеспечение занятости и социального благополучия, поддержка уязвимых слоев населения, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, ликвидация свалок, выстраивание диалога и продуктивного взаимодействия с бизнесом и населением.

Можно сформулировать 7 причин, по которым устойчивое развитие важно и нужно регионам.

Во-первых, это новые, перспективные направления региональной экономики, основанной на экономии и возобновлении ресурсов. Умные города, зеленое строительство, циркулярная экономика — примеры направлений, которые будут активно развиваться в ближайшие годы. Так, только возврат полезной части использованных товаров и их упаковки в производственный оборот сформирует уже к 2025 году мировой рынок объемом до 1 трлн долларов в год.

Во-вторых, это возможность привлекать финансирование для решения региональных задач. Давайте посмотрим на факты. В 2018– 2022 годах, по данным платформы ИНФРАГРИН, в России состоялось 40 выпусков зеленых, социальных и иных целевых облигаций в формате устойчивого развития российских эмитентов и их дочерних компаний на сумму 524,57 млрд руб. Первое место на основании эмиссионных документов заняли выпуски, соответствующие цели устойчивого развития «Устойчивые города и населенные пункты», в размере свыше 115 млрд руб. (29 выпусков).

В-третьих, это возможность привлечь профессионалов для работы и опять же повысить экономические показатели и качество жизни в регионе. Один из важных факторов миграции населения — ехать туда, где лучше качество жизни, а значит, и экология. Поэтому стратегически мыслящие руководители формируют привлекательную городскую среду, заботятся об экологии и культуре. Устойчивое развитие региона — это конкурентное преимущество в битве за таланты, за креативных и образованных людей, айтишников, рабочих высокой квалификации.

Еще одна значимая причина — это социальная стабильность и повышение качества жизни. Регионы заинтересованы в развитии на своих территориях социально ответственного бизнеса. Ведь от ответственности бизнеса зависит качество поддержки населения, гарантии и стабильность. А белые зарплаты — это дополнительные налоги, а значит, и дополнительные возможности для региона. То есть устойчивое развитие — это выгодно.

К важным причинам можно отнести и экономию. Регионы заинтересованы в экологически ответственном поведении своих жителей. Если люди заботятся об окружающей среде, то и региональным властям будет дешевле и легче выполнять свою работу.

Шестая причина — заинтересованность в росте внутреннего туризма и, как следствие, сопутствующих доходов. Все территории сейчас активно взялись за развитие регионального туризма. В конкуренции за туриста выигрывают экологичные, удобные, социально благополучные территории. Вот еще одна причина заниматься устойчивым развитием на уровне региона.

И, наконец, седьмая причина — это способ повысить доверие к власти, которое де-факто является ключевым показателем эффективности работы губернаторов. Обеспечение устойчивого развития региона — это инструмент повышения этого доверия как со стороны населения, так и со стороны федеральных властей.

По сути, большинство задач, которые стоят перед губернаторами и мэрами городов, так или иначе связаны с тематикой устойчивого развития и ESG. И реализация регионами стратегий и планов устойчивого развития позволяет обозначить уровень их участия в реализации национальных проектов и достижении национальных целей. Конкретно к повестке устойчивого развития можно отнести все пять национальных целей развития России до 2030 года, а также 10 из 14 национальных проектов.

В 2021 году Сбер провел успешный пилот по разработке региональной ESG-модели в Нижегородской области, потом была ESG-стратегия для Особой экономической зоны «Оренбуржье». Как дальше на практике развивалась работа с регионами по этому треку?

За 2022 год мы разработали ESG-профили для всех регионов России и теперь можем с каждым субъектом обсуждать точечные решения, искать ответы на вопросы по повышению устойчивости, актуальные именно для данного региона. Проанализировав практики всех регионов в России, мы можем сказать, что уже порядка четверти всех субъектов РФ в той или иной форме внедряют ESG-подходы в свои практики. Это значит, что в стране формируется ядро регионов-лидеров. Именно они будут получать лучшие оценки в региональных рейтингах, привлекать инвестиции, удерживать таланты на своей территории.

Мы внимательно смотрим за развитием ESG-повестки в субъектах РФ и, действительно, при всей разности субъектов регионы-лидеры объединяют активность команды и заинтересованность первого лица региона в развитии ESG-инициатив.

Я могу сказать, что в ближайшем будущем основными драйверами повестки устойчивого развития в России будут именно регионы и города. Точнее, они ими уже стали. Проекты с сильной социальной и экологической составляющей находятся на особом контроле глав наиболее продвинутых субъектов. Регионы давно готовят собственные стратегии социально-экономического развития, включая туда отдельные вопросы ESG-повестки. Сегодня самые продвинутые из регионов создают собственные полноценные ESG-стратегии.

Сбер более двух лет (с 2021 по 2023 год) реализует инициативы по ESG-трансформации регионов. Наша цель на этот год — вовлечь в процессы активного планирования и реализации программ по устойчивому развитию и ESG 30% субъектов России. И мы видим, что регионы активно интересуются этой темой, поэтому, возможно, по итогам года цифра будет больше.

В каждом из таких регионов мы планируем различные проекты социальной и экологической направленности, будем совместно с местными властями разрабатывать решения для актуальных задач. Какие это проекты? Образовательные — повышение квалификации региональных государственных и муниципальных служащих, подготовка экспертов, обучение студентов и представителей бизнеса. Совместная работа по планированию и построению системы региональных ESG-приоритетов, поддержка конкурсов по тематике устойчивого развития и ESG для предпринимателей и молодежи, участие в локальных проектах и т. д. Всего на 2023 год запланировано более 70 таких совместных проектов.

Чтобы двигаться в новом направлении, всем заинтересованным сторонам нужны общая система координат и соответствующие инструменты. Руководству регионов важно получать обратную связь и видеть результат. Какие ESG-решения Сбера помогают этому?

Мы регулярно получаем запросы от регионов на ESG-поддержку и только за последнее время подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области устойчивого развития и ESG с такими субъектами РФ, как Республика Саха (Якутия), Оренбургская и Воронежская области, ХМАО-ЮГРА и т. д. На сегодняшний день уже подписано 43 таких соглашения с разными регионами России. Это позволяет нам системно выстраивать взаимодействие.

Следующий шаг — это дорожная карта. Это эффективный инструмент взаимодействия с региональными органами власти. Разработана типовая дорожная карта, которую территориальные банки могут наполнять региональными компонентами и своими активностями. На сегодняшний день подписано 13 дорожных карт с регионами.

Для отслеживания прогресса и оценки изменений Сбер и ВЭБ.РФ совместно разработали ESG-индекс городов и регионов России.

В его основе лежат наработки Индекса качества жизни в городах России от ВЭБ.РФ, а также ESG-рэнкинга субъектов РФ, разработанного Сбером.

ESG-индекс был презентован на Петербургском экономическом форуме, а до конца года будет представлен широкой общественности на онлайн-платформе. Мы вместе с ВЭБ.РФ попробовали собрать воедино широкий круг показателей и получился ESG-индекс городов и регионов. Мы считаем, что этот индекс будет полезен всем заинтересованным сторонам, а именно:

  • каждый из регионов сможет оценить свое положение и прогресс на пути устойчивого развития;
  • бизнес сможет четко понять приоритеты регионального устойчивого развития и синхронизироваться с региональными целями в регионах своего присутствия;
  • федеральные власти смогут оценить, какому региону и по каким направлениям нужно оказать поддержку;
  • любой гражданин нашей страны сможет выбрать для себя наиболее устойчивый, а значит, перспективный для работы и жизни регион.

В общем, получается, что ESG-индекс городов и регионов — это единая система координат и инструментов для человека, бизнеса и государства.

И в заключение я бы хотела затронуть еще один актуальный вопрос на стыке технологического развития и сохранения качества окружающей среды, необходимых для долгосрочного устойчивого развития регионов России. Сбер — давно уже больше, чем банк, это высокотехнологичная компания с развитой цифровой экосистемой, обслуживающей как внутренние процессы, так и запросы и интересы своих клиентов и социума. Стратегические направления компании на зеленое и цифровое — это формула устойчивого развития?

Цифровое развитие включает в себя применение цифровых технологий для создания, управления и распространения новых продуктов и услуг. Зеленое развитие означает использование экологически чистых и устойчивых технологий и процессов в производстве и потреблении товаров и услуг.

Цифровизация потенциально может помочь преобразовать общество и бизнес-модели, чтобы создать устойчивый и справедливый мир, но для этого нужно предпринять сознательные усилия. Потому что сама по себе цифровизация не ведет к глобальной устойчивости.

Надо признать, что взаимосвязь между климатическими изменениями и цифровыми технологиями пока недостаточно изучена.

В целом расширение цифрового сектора и дальше будет приводить к увеличению выбросов. Чтобы этого избежать, необходимы значительно бóльшие инвестиции в инновации, энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии.

Например, очень важным вопросом для «зеленых» финтехов является экономия энергии, необходимой для расчетов и обработки массивов больших данных. Сбер активно развивает инициативу Green AI, которая фокусируется на оптимизации затрат энергии для глубокого обучения. Лаборатория искусственного интеллекта Сбербанка в партнерстве с Институтом искусственного интеллекта AIRI создали и запатентовали open-source-библиотеку Есо2АI для оценки эквивалентного углеродного следа в зависимости от электроэнергии, затраченной на обучение моделей машинного обучения.

Всего пара строчек кода, установка менее минуты — и любой дата-центр сможет рассчитывать объем углеродного следа по фактическому энергопотреблению и с учетом специфики региона.

С другой стороны, поскольку цифровая инфраструктура подвержена рискам, связанным с изменениями климата, ее следует рассматривать как критически важную. Она должна быть защищена от изменения климата. Перебои в ее работе могут привести к сбоям в работе услуг связи, банков, электросетей, транспорта и государственных служб.

В то же время цифровые технологии, безусловно, создают новые возможности для уменьшения воздействия на окружающую среду и декарбонизации. Очевидно, что в энергетике они могут ускорить переход к возобновляемым источникам энергии, а в транспортном секторе — к электромобилям, оптимизировать транспортные потоки и построить цифровые логистические системы.

В городском секторе цифровые технологии нужны для внедрения принципов зеленого строительства в зданиях, городском планировании и управлении отходами. В целом, согласно исследованию организации «Цифровая экономика», наибольший экономический эффект от использования цифровых технологий можно получить в таких отраслях, как финансы, здравоохранение, производство, транспорт и логистика. Но цифровизация по умолчанию не сокращает углеродный след какого-либо сектора. Например, технология 5G более энергоэффективна в расчете на единицу данных.

Тем не менее увеличение объема данных и использование сетевой инфраструктуры приводят к повышению общего объема выбросов. Поэтому переход на возобновляемые источники энергии является самым надежным способом свести к минимуму негативные последствия технологического прогресса.

Сегодня в мире происходит двойной переход: к цифровизации экономики и одновременно — к использованию более экологичных технологий. Нам надо научиться создавать синергию этих двух направлений.

Сбер смотрит вперед, мы нацелены на то, чтобы создавать новые возможности и обеспечить цифровую и зеленую трансформацию таким образом, чтобы помочь построить более безопасное, экологически чистое и справедливое будущее. Над этим мы и продолжим работать в ближайшее время вместе с нашими сотрудниками и клиентами, в том числе и на региональном уровне.

Свернуть

Посмотреть интервью с Татьяной Завьяловой «Большинство задач, которые стоят перед губернаторами и мэрами городов, так или иначе связаны с тематикой устойчивого развития» в формате pdf можно по ссылке.

24 апреля 2024 | INFRAGREEN_LAB
Аналитический релиз «75 лидеров повестки устойчивого развития 2023 по версии ИНФРАГРИН»
23 апреля 2024 | Новости
Определены 75 лидеров повестки устойчивого развития 2023 по версии ИНФРАГРИН
15 апреля 2024 | Новости
Эксперты ИНФРАГРИН оценили водоканалы по метрикам ESG
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.