Светлана Бик: В России социально-экологические приоритеты стали драйверами управления территориями

Светлана Бик: В России социально-экологические приоритеты стали драйверами управления территориями

03 сентября 2023 | ESG Мы в соцсетях

Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», автор и ведущая телеграм-канала «100%_Зеленого» рассказывает о социально-экологические приоритетах в управлении территориями в Докладе ИНФРАГРИН «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023».

С классикой ESG у нас изначально все пошло не так, как закладывалось основателями движения капитализма заинтересованных сторон и создателями концепции ответственного инвестирования. На глобальном рынке эти два мира в последние десятилетия активно двигались навстречу друг другу, по пути выдвигая различные инициативы ответственного делового поведения, вырабатывая правила, стандарты, и – главное – системы раскрытия нефинансовой информации. Ведь именно нефинансовая информация описывает область экологических и социальных рисков и одновременно область воздействия на окружающую среду и социум, которые, в ответ на экзистенциальные вызовы в экологии, климате и социальном развитии человечества, вошли в число приоритетов экономической деятельности наряду с прибылью.

При этом драйверами, конечно же, были финансисты. Почему они?

Все дело в структуре глобального рынка, где тон и тренды инвестициям задают управляющие компании инвестиционными фондами. Именно они вбирают в себя самые разные потоки средств домохозяйств, поскольку прямые вложения розничных инвесторов в ценные бумаги, как правило, ограничиваются высокими порогами для входа на биржевой рынок. Но управляющие компании аккумулируют в инвестфондах не только средства индивидуальных инвесторов, переданных напрямую через покупку биржевых паев. Клиентами глобальных asset management являются страховые компании, пенсионные и венчурные фонды, благотворительные и эндаумент-фонды, а также органы власти и местного самоуправления.

Глобальная вселенная ESG крутилась по правилам 20 крупнейших управляющих компаний мира, у каждой из которых по десятку триллионов долларов в управлении. Их главный аргумент и сила воздействия кроется в праве голосования от имени армии розничных инвесторов на общих собраниях акционеров публичных компаний, которые составляют экономический базис любой страны. Инвестиционные фонды покупают существенные пакеты акции успешных компаний – и влияют на их стратегию развития через механизм владения. Во многих случаях пакеты акций позволяют менять генеральных директоров. А если учeсть, что глобальные управляющие активами связаны перекрестным владением долями в уставных капиталах друг друга, то вместе они действительно могли влиять и влияли на вектор развития корпораций. Именно через механизм владения пакетами акций компаний на глобальном рынке шла ESG-трансформация экономики.

В России такой ситуации нет. Модели экономики и финансового рынка совсем другие. Количество публичных компаний относительно невелико – и оно почти не растет. Первичных размещений акций – пересчитать по пальцам. Инвестиционные фонды – паевые, биржевые, прямых инвестиций – практически не зашли. Зато растет класс индивидуальных розничных инвесторов на бирже. Но... эта мощная сила разобщена, консолидировано акционеры с небольшими пакетами акций действовать не научились, и сегодня они не являются, к сожалению, активной силой, которая может влиять на корпоративный или финансовый мир.

Поэтому российские инвесторы не стали драйверами ESG-трансформации в нашей стране. Но это не значит, что самих драйверов ESG-повестки в России не было и нет – просто они другие.

До недавнего времени это были уже известные нам глобальные инвестиционные фонды – в портфелях многих крупных управляющих компаний мира были российские активы, в основном это акции компаний-экспортеров. Именно поэтому ESG в Россию пришло на крыле крупных корпораций. Посмотрите в регистре отчетов РСПП, сколько лет лидеры повестки готовят отчеты об устойчивом развитии – некоторые больше 15 лет. И корпоративную социальную ответственность реализуют примерно столько же. И рейтинговую историю по направлению ESG имеют солидную. В общем, лидеры без преувеличения.

Российские банки подхватили ESG-повестку лет через 10 после экспортеров. И очень быстро «вернули» себе инструмент воздействия – только не через владение акциями, а через ESG-ковенанты в кредитных сделках и частично через облигации. Рычаг кредитора, хоть и меньше рычага владельца крупного пакета акций, но все равно работает аргументированно. То есть драйверами ESG-трансформации компаний в России после глобальных инвестфондов стали отечественные коммерческие банки, которые при этом менялись и сами.

Наряду с банками активную позицию в отношении ответственного инвестирования и ответственного корпоративного сектора заняли регуляторы финансово-экономического блока – Банк России, Минэкономразвития РФ, а с ними и институты развития – ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ.

До событий начала 2022 года основной областью объективных противоречий между зарубежным и росcийским ESG-контекстом было пресловутое net zero. Все согласны, что климат меняется, что надо двигаться в сторону энергоперехода и сокращать углеродный след экономики. Но в России декарбонизация – в силу большого ряда вполне понятных причин процесс отнюдь не легкий. И небыстрый. А планы введения европейского углеродного налога, который коснулся бы экспортеров российской продукции, выглядели как реальная угроза экономике.

По моему мнению, именно невыполнимые по срокам амбиции по декарбонизации глобальной ESG-повестки, а также перспектива введения налогового бремени на российских производителей повлияли на то, что часть представителей системы государственного управления в нашей стране стала воспринимать устойчивое развитие как навязанный, недружественный и чужеродный концепт.

Перекос климатических факторов в глобальной повестке действительно нарушил баланс внутри ESG, то же самое произошло и с ЦУР ООН, когда Цель №13 «Борьба с изменениями климата» затмевала собою все другие цели. Однако даже такие перекосы не могли взять и отменить насущные проблемы и последствия негативного воздействия производства на окружающую среду, а также перечеркнуть социальную проблематику, которую порождает капитализм, если он только про прибыль.

Поэтому суть ESG как сбалансированных и измеряемых факторов устойчивого развития экономики из российского контекста никуда не ушла, больше того – экологические и социальные приоритеты в управлении компаниями стали выходить за рамки корпоративного сектора и уже распространились на систему управления территориями.

В нашем докладе – голоса, позиции, мнения и опыт тех, кто ESG-повестку в России начинал, кто активно ее развивает с учетом особенностей нового времени, кто исследует тенденции и оценивает промежуточные результаты.

Мы также представляем лидеров устойчивого развития из числа субъектов и городов РФ – именно на этих территориях, как показывают рейтинги и индексы, социально-экологические приоритеты в управлении дают конкурентные результаты.

Для людей – это благо, для региональных и муниципальных органов власти – большая помощь, для самих корпоратов – хорошая возможность укрепить социальную лицензию на работу на территориях присутствия. То есть ESG, если без перекосов, это универсальная матрица устойчивого развития.

Разве разумно от такого инструмента отказываться? А уж в неустойчивые времена тем более.

Команда экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru выражает искреннюю благодарность партнерам проекта, которые предоставили экспертизу, опыт и поддержку при подготовке Доклада «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023».

Генеральный партнер – ПАО ГМК «Норильский никель»

Стратегический партнер – ПАО «Сбербанк»

Федеральный партнер – ПАО «РУСАЛ»

Партнер издания – АО «ДОМ.РФ»

Деловой партнер – город Москва

Интеллектуальный партнер – Агентство стратегических инициатив

Региональный партнер – ХМАО-ЮГРА

Креативный партнер – Всероссийский музей декоративного искусства.

Все желающие могут получить Доклад ИНФРАГРИН «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023», заполнив анкету на этой странице, кликнув по ссылке, выделенной красным.

07 сентября 2024 | Экспертиза
Заира Махачева: Экологическое машиностроение в России: отечественному производителю нужен шанс
07 сентября 2024 | Экспертиза
Екатерина Лобачева: X5 Group как компания крупного бизнеса уже не может существовать вне своей социальной роли
07 сентября 2024 | Экспертиза
Василий Высоков: «Центр-инвест» — банк с глобальным мышлением и ответственностью за развитие родного региона
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.