Директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова рассказывает о роли музея как стратегической площадки для продвижения лучших образцов отечественного дизайна, взаимодействия с профессиональным сообществом и развития современных компетенций в области креативных индустрий на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023».
Всероссийский музей декоративного искусства — это федеральное бюджетное учреждение культуры, занимающееся хранением государственных ценностей, пополнением коллекций и популяризацией национального наследия. В нашем случае это искусство — декоративное, авторское и традиционное. А в последние годы еще и дизайн.
В 2017 году по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации в музее открылся Центр моды и дизайна — как стратегическая площадка для продвижения лучших образцов отечественного дизайна, взаимодействия с профессиональным сообществом и развития современных компетенций в области креативных индустрий.
Запуск специального подразделения при академической институции обращает нас к традициям Торгово-промышленного музея кустарных изделий Московского губернского земства, чье наследие хранит наш музей. В конце XIX — первой трети XX века Кустарный Музей создавал уникальные коллаборации между мастерами и художниками, а на крупнейших российских и международных выставках выступал культурным, образовательным и координационным центром по производству и презентации изделий мебели и декора в национально-романтическом стиле.
Благодаря знанию этого исторического опыта у нас появилась уверенность, что наш музей — именно то место, где может концентрироваться пул задач по выстраиванию взаимодействия между творчеством и реальным производством. К тому же в наших фондах хранится самая обширная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства в русском стиле (250 000 экспонатов), которая может служить смысловым и ценностным ориентиром для переосмысления культурного кода в современной дизайнерской практике.
С 2018 года Всероссийский музей декоративного искусства проводит конкурс-биеннале предметного дизайна «Придумано и сделано в России», цель которого — сформировать визуальный образ национальной индустрии дизайна. Экспертное жюри конкурса определяет лучшие предметы для дальнейшего исследования и приема в фондовую коллекцию музея.
Со временем проект трансформировался в отраслевую экосистему и включил в себя наряду с конкурсом образовательную программу, финальную выставку-смотр «Придумано и сделано в России», а также цикл выставок номинантов конкурса «Придумали и сделали!».
В 2023 году мы запустили передвижной формат выставок отечественного дизайна. Благодаря сотрудничеству с культурными институциями в разных городах России и ближнего зарубежья музей знакомит широкую аудиторию с направлениями современного дизайна, развивая понимание его ценности и привлекая внимание локальных дизайнеров к участию в конкурсе-биеннале.
В 2024 году в рамках IV конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» планируется новая номинация «Циркулярный дизайн», а также запуск специальных коллабораций с экспертами — лидерами креативных индустрий из стран СНГ и Юго-Восточной Азии.
Всероссийский музей декоративного искусства формирует первую в стране музейную коллекцию предметного дизайна. Основной упор делается на единичные, авторские экземпляры, где дизайнеры творчески перерабатывают культурный код, используя новые материалы и передовые технологии. В музее также представлены отдельные образцы массового производства, которые несут инновационную идею или обладают эстетической ценностью с точки зрения истории искусства и дизайна. Например, предметы артельного и промышленного дизайна СССР и России начиная с 1920х годов и до наших дней, концептуальные работы ВНИИТЭ, изделия современных дизайнеров и номинантов конкурса «Придумано и сделано в России».
Сегодня в фондовой коллекции предметного дизайна находится 200 образцов, из которых 26 предметов получили статус историко-культурной ценности и были внесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ.
В 1990-е годы музею был передан уникальный архив Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), содержащий более 30 тысяч документов и научную библиотеку. Их изучение и оцифровка, как мы считаем, особенно актуальны для формирования системного развития креативного сектора в России.
Совместно со Школой Дизайна НИУ ВШЭ и при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина мы реализуем проект «РазАРХИВация», основная цель которого — сделать все экспедиционные материалы, фотографии, методические разработки НИИХП доступными для исследователей, дизайнеров, ремесленников и специалистов в области креативных индустрий.
Стоит отметить, что действовавший в советское время НИИХП следовал политике бережного и рационального применения ресурсов СССР, включавшей в себя систему сбора и переработки отходов и масштабное использование вторсырья на производстве. Перерабатывались не только привычные макулатура и металлолом, но и стекло, текстиль, полимеры. Делалось это не только для экономии, но и с заботой об окружающей среде.
В архиве института сохранился альбом образцов ручной и машинной вышивки, сделанных нитками из переработанных материалов. В аннотациях к образцам указано, как эти нитки ведут себя при стирке — технические и эргономические свойства переработанных материалов также входили в сферу исследований института. Представлены как разные варианты художественных швов, так и целые орнаменты, демонстрирующие пригодность вторсырья для создания уникальных и массовых изделий декоративно-прикладного искусства.
Сегодня дизайн — это стартовая площадка циркулярной экономики, ключевой этап в создании хорошего продукта. Циркулярный дизайн по существу предлагает улучшения в выборе материалов и конструкторской разработки продукта, который может иметь несколько жизненных циклов с минимальной потерей энергии, качества и ценности.
Если говорить о принципах циркулярного дизайна, то они касаются работы с материалами, компонентами и системами продуктов.
В первом случае речь идет о дизайне предмета из возобновляемых или пригодных к вторичной переработке материалов, экологичных или разлагаемых материалов, местных и/или легкодоступных ресурсов, что позволит минимизировать потребление энергии, связанное с процессами производства, а также уменьшить количество отходов. Материалы, которые не могут быть повторно использованы в конце жизненного цикла продукта, сегодня рассматриваются как недостаток дизайна и требуют его переосмысления.
Во втором случае, при разработке компонентов изделий следует учитывать возможность «разделимости» продукта, его модульность, а также продумать дизайн необходимых обновлений и улучшений для придания продукту таких свойств, как долговечность, ремонтопригодность или возможность вторичной переработки деталей.
Третий принцип подразумевает, что системы продуктов должны включать в себя дизайн процесса возврата продукта, дизайн системы повторного использования продуктов и их компонентов, дизайн продукта как услуги. Если раньше дизайнер проектировал «готовый продукт», то теперь он должен думать обо всем, как если бы он разрабатывал программное обеспечение — к продукту должны прилагаться инфраструктура и услуги.
Таким образом, масштаб того, что разрабатывают дизайнеры, вырос с продуктов до компаний и экономических систем (восстановительных и регенерирующих), а целевая аудитория расширилась от одиночного пользователя до тесно связанной сети людей, охватывающей весь земной шар.
Всероссийский музей декоративного искусства в своей выставочной и просветительской деятельности активно продвигает принципы циркулярного дизайна. В числе номинантов конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» есть дизайнеры, которые используют переработанные материалы и этически подходят к созданию продукта. Кроме того, мы организовали несколько отраслевых мероприятий на тему устойчивых стратегий, циркулярного дизайна и его роли в ESG-повестке. Участие музея в Экспертном совете ППК «Российский Экологический Оператор» — это новая возможность рассказать о стратегической роли дизайна в зеленой трансформации экономики и организовать при поддержке корпораций масштабные креативные проекты.