Директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита» Мария Степанова рассказывает на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023» о городе Сысéрть в Свердловской области, в 40 километрах от Екатеринбурга. Город был основан в 1732 году вокруг железоделательного завода, который рос и развивался почти 300 лет, закончил свое существование в 90-х годах прошлого века, а сегодня снова становится основой будущего Сысерти. Команда развития создает здесь креативный кластер, причем не самыми очевидными инструментами. Будущее, поиск которого ведут малые старо-промышленные города, все больше зависит уже не от природных или технологических факторов, а от социальных.
Специфический уральский тип освоения территории — а это почти 300 поселений — известен как «горнозаводский». Его определи ли при родные условия — руды, густые леса для древесного топлива и быстрые реки для строительства плотин-«розеток» для заводов.
Кустарные металлургические промыслы в конце XVII века уступили место более производительным и эффективным заводам. Стране было нужно железо, поэтому Петр I запустил «нацпроект» по формированию железоделательной индустрии.
В 1720-х годах царские эмиссары на Урале перестроили существующие заводы и начали строить новые. Так де Генниным и Татищевым был основан Екатеринбург, так появилась и Сысерть: в 1732 году через реку Сысерть была построена плотина, рядом домна и две печи для плавки чугуна, фурмовые печи, молотовые фабрики.
Производственная необходимость определяла логику развития города и социума. Сразу был организован комплекс сопутствующих производств (кузница, производство обожженного кирпича, складские амбары и сараи, «пробная изба» (аналог современного ОТК), сушилка для леса, жилье, чуть позже — хлебная и пильная мельницы).
Постепенно экстенсивный характер освоения природных ресурсов уступил место интенсивному. Заводы стали конкурировать глобально по качеству и себестоимости. Де Геннин устанавливал «штаты» — нормативы затрат руды и угля для производства единицы чугуна и железа на основе бенчмаркинга, как мы бы сейчас сказали: расход угля для отдельных переделов сравнивался с зарубежными аналогами (в каталонских горнах Испании и Франции и в шахтных печах Штирии).
За сбережение угля при выковке кричного железа выдавали награду кричной команде 23 2/7 копейки за короб, а за передержку взыскивали по 48 4/7 копейки за короб — вот и система мотивации к повышению энерго- и ресурсоэффективности.
Можно проследить, как происходили волны модернизации и внедрялись инновации, вот лишь несколько примеров. Уникальны для Урала применение тальковых кирпичей для пудлинговых печей, газовые регенеративные печи для обжига кирпича. В 1843–1849 годах старое кричное производство заменено пудлингово-сварочным. В 1858 году энергетика перешла на турбины. В 1859 году установлены паровые молоты английского производства. Еще позже динамо-машина «Шуккерт» позволила устроить электрическое освещение.
С 1870 года сысертское железо завоевало несколько наград на международных выставках и получило право использовать клеймо с российским двуглавым орлом. Позже, в 1880-х годах, владелец Д. Соломирский построил 10-тонную мартеновскую печь и разработал процесс создания огнеупорного кирпича с помощью пресса. К 1899 году стало понятно, что надо переходить на более высокие переделы — «продавать железо не сырьем, а в машиностроительного завода изделиях».
Уделялось внимание, как бы сейчас назвали, ассимиляционной емкости территории. Расчеты потребностей в древесном угле (и в запасах леса) для выплавки чугуна и выпуска необходимого сортамента продукции показали необходимость переходить на новые виды топлива, и таковым стал торф. Вокруг Сысерти сохранились леса, отличие от ряда других уральских заводов. Еще экспедиция Д. И. Менделеева в июле 1899 года отмечала образцовое лесное хозяйство — лес в окрестностях был вычищен и разделен на участки, рубка и осеменение происходили планово.
Видим признаки циклической экономики — вместе с Полевским медеплавильным и Северским железоделательным заводами Сысертский завод составлял комплекс взаимосвязанных производств, что давало прибавку к конкурентоспособности и по цене, и по качеству. С 1832 года за счет новых (Верх-Сысертского и Ильинского) заводов расширялся и усложнялся технологический цикл Сысертского завода.
Заметим и особенности государственной промышленной политики тех времен. В середине XVIII века завод вместе с Северским и Полевским заводами был продан в концессию соликамскому солепромышленнику А. Ф. Турчанинову (мы помним его из сказов Бажова про Хозяйку Медной горы и др.). Концессия предписывала развивать и увеличивать производство, платить подати и соблюдать указания правительства, взамен государство покупало железо с надбавкой 10%. Такая политика сработала — Алексей Федорович модернизировал и расширил предприятие, и в 1759 году объем производства полевских заводов вырос вдвое.
Была и своя КСО. Еще Турчанинов не только развил основные производства, но и как ценитель минералов основал гранильную фабрику и рисовальню, где создавали эскизы будущих работ. Рабочие на заводе всегда подвергались жесткой эксплуатации.
Однако определенная помощь все же оказывалась: по выслуге выдавались материалы для поправки изб, земля для покосов и др. К 1860 году при заводе действовали 3 православные церкви, 3 часовни, госпиталь на 50 кроватей, аптека, приходское училище, в котором обучались 105 мальчиков, детский приют для девочек, богадельня, что не помешало развитию позже революционного рабочего движения, и частично требования рабочих собственниками удовлетворялись.
Завод менялся со страной. Основанный для покрытия нужд в железе во времена Северной войны, позже он выпускал железную «гражданскую продукцию», в Отечественную войну 1812 года перевыполнил задание по выпуску ядер и картечи, работал на нужды обороны и в Первую мировую войну. В Великую Отечественную войну производил снаряды для минометных установок, гидротурбины и насосы. Однако постепенно завод слабел.
В 1955 году «Металлозавод» уже изготавливал товары из вторичного металла — банки для красок, черепицу, двигатели для стиральных машин; с 1966 года Сысертский электротехнический завод производил электродвигатели для стиральных машин. Завод был градообразующим предприятием, реализовывал социальные проекты, строил жилье, спортивные сооружения.
В годы перестройки на территории завода появлялись и закрывались отдельные предприятия. Выпуск электродвигателей завершился в 1997–1998 годах. Завод постепенно стал заброшенной территорией.
Сегодня Сысерть — экологически привлекательный город в окрестностях Екатеринбурга, где много индивидуального строительства и сезонных дачников.
При этом команда развития в лице администрации и Агентства развития Сысерти привлекает и производства: сегодня в Сысерти действуют завод «Уралгидромаш», мебельная фабрика, лесопилки и обрабатывающие производства, «Фарфор Сысерти», «Атомстройкомплекс Цемент», «Известь Сысерти», «Техносила», литейно-механический завод, Сысертский арматурный завод, завод по производству сильногазированных напитков.
Тип освоения территории исторически являлся основой для характера социума.
По оценкам исследователей, менталитет уральцев складывался как самореализация и самоактуализация через труд.
И сегодня усилия по поиску новой идентичности города снова опираются на завод. Арт-резиденции, выездные архитектурные и урбан-школы, участие известных федеральных проектов и инициатив, грантовая поддержка как частных фондов, так и в рамках госпрограмм — все это способствует проектированию будущего Сысерти. На восстановление заброшенных корпусов завода в виде локации для новых резидентов креативного кластера требуется более 1 млрд рублей, поэтому команда развития действует из имеющихся ресурсов — методами «тактического урбанизма», широко вовлекая бизнес и граждан.
С лета 2020 года стартовал проект «Лето на заводе» с привлечением волонтеров, создана летняя инфраструктура креативного кластера и общественного пространства; открыт доступ к заводу. Итог летних месяцев 2020–2022 годов — 400+ волонтеров; 30+ резидентов, которые зарабатывают и платят аренду; 100 дней работы площадки в формате свободного посещения; 20+ партнеров; 200+ разноплановых мероприятий; 100 000+ посещений (в 3 раза больше, чем население города).
Завод стал местом самореализации молодежи и развития предпринимательских и творческих инициатив, вовлек Сысерть в межрегиональное и международное сотрудничество.
Почти 300 лет Сысерть развивалась вокруг завода и для него. Но постепенно город получал все больше возможностей для выбора своего будущего. Развивались и другие производства, менялись городская среда, инфраструктура, городские сообщества. Когда завод был остановлен, казалось, на этом его история завершилась, но проект креативного кластера дает новую жизнь и площадке старого завода, и всей Сысерти. Новая история только начинается.