Заведующая кафедрой банковского дела ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», д. э. н., доцент, эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Светлана Чужмарова рассказывает на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023» о системных парадоксах Республики Коми, которая обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, определяющим ее специализацию (добыча полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство бумаги и бумажных изделий, производство кокса и нефтепродуктов).
Потенциал РК представлен нефтью и газом Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, одной из крупнейших в России; коксующимися и энергетическими углями Печорского угольного бассейна; горючими сланцами Вычегодского и Тимано-Печорского сланценосных бассейнов. Коми богата рудой черных, цветных и благородных металлов.
На Тимане сконцентрированы существенные объемы российских запасов бокситовых руд. Пижемское и Ярегское месторождения титановых руд содержат значительную часть запасов титана страны. Республика обладает значительными запасами торфа, древесины и гидроэнергетическими ресурсами бассейнов рек Печоры и Вычегды. Более 80% территории Республики занято лесами, их общая площадь — 36,3 млн га.
Природно-климатические особенности и ресурсный потенциал РК обусловили специализацию экономической деятельности в трех секторах: топливно-энергетическом, лесопромышленном и агропромышленном.
Природно-ресурсный потенциал и специализация Коми (природопользование) отразились на налоговых доходах бюджета. В рамках налоговой системы России более 50% налогов Республики поступает в федеральный бюджет, а в случае с НДПИ при добыче нефти и газа (а также рудных полезных ископаемых) — 100%. При том, что территория вносит существенный вклад в формирование доходов страны, бюджет Коми может быть дефицитным.
Еще одним парадоксом Республики является то, что в суровых условиях Севера люди из разных регионов приезжают сюда на заработки, а вот тратить деньги, в том числе на покупку автомобилей и недвижимости, они предпочитают в других регионах, что увеличивает ВРП и налоги других регионов России.
В результате перекосов в налоговой системе, а также в связи с суровыми климатическими условиями в Республике в настоящее время преобладают негативные тренды, далекие от траекторий устойчивого развития.
В экономике: снижение ВРП и ВРП на душу населения, слабая диверсификация экономики; снижение объемов промышленного производства; низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; значительный износ основных фондов; территориальные диспропорции, наличие монопрофильных территорий; повышенные затраты производителей; снижение инвестиций; недостаточная развитость инфраструктуры; дефицит бюджетов северных территорий.
В социальной сфере: низкая плотность населения, негативная демографическая динамика, миграция населения; неразвитость инфраструктуры; высокий уровень изношенности жилищного фонда; территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда; высокий уровень безработицы и др.
В экологии: суровые климатические условия; слабая устойчивость экосистем в Арктической зоне; рискованное сельское хозяйство; незначительные фискальные де-стимулы загрязнения окружающей среды.
Для устойчивого развития необходимо изменение структуры экономики РК в сторону переработки добытых ресурсов и развития обрабатывающих производств, доля которых пока менее 15%.
Обрабатывающий сектор в рамках налоговой системы России позволяет увеличивать налоговые доходы бюджета субъекта РФ, за счет которых финансируются общественные блага территорий: здравоохранение, образование, содержание дорог.
Однако крупные вертикально интегрированные компании, добывающие природные ресурсы, состоящие на учете в межрегиональных налоговых органах России, а не в Республике Коми, не спешат инвестировать в технологии глубокой переработки.
Это сдерживает экономический рост и устойчивое развитие РК.
Особенности Севера, экономическая ситуация, налоговая система и бюджетная поли-тика отразились на относительно невысоких позициях РК в рейтингах устойчивого развития регионов России.
Это явно свидетельствует о том, что парадоксы ресурсного донора ведут к истощению потенциала территории, что ставит перед всеми заинтересованными сторонами задачу по выработке новых подходов к управлению аналогичными территориями.