Светлана Чужмарова о Республике Коми: системные парадоксы ресурсного донора
infragreen

Светлана Чужмарова о Республике Коми: системные парадоксы ресурсного донора

16 декабря 2023 | Города и субъекты РФ Мы в соцсетях Печать

Заведующая кафедрой банковского дела ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», д. э. н., доцент, эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Светлана Чужмарова рассказывает на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023» о системных парадоксах Республики Коми, которая обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, определяющим ее специализацию (добыча полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство бумаги и бумажных изделий, производство кокса и нефтепродуктов).

Потенциал РК представлен нефтью и газом Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, одной из крупнейших в России; коксующимися и энергетическими углями Печорского угольного бассейна; горючими сланцами Вычегодского и Тимано-Печорского сланценосных бассейнов. Коми богата рудой черных, цветных и благородных металлов.

На Тимане сконцентрированы существенные объемы российских запасов бокситовых руд. Пижемское и Ярегское месторождения титановых руд содержат значительную часть запасов титана страны. Республика обладает значительными запасами торфа, древесины и гидроэнергетическими ресурсами бассейнов рек Печоры и Вычегды. Более 80% территории Республики занято лесами, их общая площадь — 36,3 млн га.

Природно-климатические особенности и ресурсный потенциал РК обусловили специализацию экономической деятельности в трех секторах: топливно-энергетическом, лесопромышленном и агропромышленном.

Природно-ресурсный потенциал и специализация Коми (природопользование) отразились на налоговых доходах бюджета. В рамках налоговой системы России более 50% налогов Республики поступает в федеральный бюджет, а в случае с НДПИ при добыче нефти и газа (а также рудных полезных ископаемых) — 100%. При том, что территория вносит существенный вклад в формирование доходов страны, бюджет Коми может быть дефицитным.

Еще одним парадоксом Республики является то, что в суровых условиях Севера люди из разных регионов приезжают сюда на заработки, а вот тратить деньги, в том числе на покупку автомобилей и недвижимости, они предпочитают в других регионах, что увеличивает ВРП и налоги других регионов России.

В результате перекосов в налоговой системе, а также в связи с суровыми климатическими условиями в Республике в настоящее время преобладают негативные тренды, далекие от траекторий устойчивого развития.

В экономике: снижение ВРП и ВРП на душу населения, слабая диверсификация экономики; снижение объемов промышленного производства; низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; значительный износ основных фондов; территориальные диспропорции, наличие монопрофильных территорий; повышенные затраты производителей; снижение инвестиций; недостаточная развитость инфраструктуры; дефицит бюджетов северных территорий.

В социальной сфере: низкая плотность населения, негативная демографическая динамика, миграция населения; неразвитость инфраструктуры; высокий уровень изношенности жилищного фонда; территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда; высокий уровень безработицы и др.

В экологии: суровые климатические условия; слабая устойчивость экосистем в Арктической зоне; рискованное сельское хозяйство; незначительные фискальные де-стимулы загрязнения окружающей среды.

Для устойчивого развития необходимо изменение структуры экономики РК в сторону переработки добытых ресурсов и развития обрабатывающих производств, доля которых пока менее 15%.

Обрабатывающий сектор в рамках налоговой системы России позволяет увеличивать налоговые доходы бюджета субъекта РФ, за счет которых финансируются общественные блага территорий: здравоохранение, образование, содержание дорог.

Однако крупные вертикально интегрированные компании, добывающие природные ресурсы, состоящие на учете в межрегиональных налоговых органах России, а не в Республике Коми, не спешат инвестировать в технологии глубокой переработки.

Это сдерживает экономический рост и устойчивое развитие РК.

Особенности Севера, экономическая ситуация, налоговая система и бюджетная поли-тика отразились на относительно невысоких позициях РК в рейтингах устойчивого развития регионов России.

Это явно свидетельствует о том, что парадоксы ресурсного донора ведут к истощению потенциала территории, что ставит перед всеми заинтересованными сторонами задачу по выработке новых подходов к управлению аналогичными территориями.

21 сентября 2024 | Экспертиза
Марина Агаджанянц: Методики оценки устойчивости регионов должны учитывать особенности Арктики
08 июня 2024 | Новости
XV Международный форум «Экология»: итоги мероприятия и награждение Светланы Бик
12 мая 2024 | Новости
Зеленая инфраструктура улучшает качество жизни и снижает углеродный след
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.