Рейтинг регионов России: если исключить накопленный ущерб

Рейтинг регионов России: если исключить накопленный ущерб

04 февраля 2024 | Города и субъекты РФ Мы в соцсетях

Старший научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России», канд. физ.-мат. наук, эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Дмитрий Ершов и Младший научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России», эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Иван Раков на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023»  рассказывают о методологии комплексной оценки и ранжирования регионов России по блокам критериев экономического, социального и экологического развития и результаты такой оценки.

На волне роста общественного интереса к вопросам экологии, экономического и социального развития у рейтинговых агентств и аналитических центров возникает желание количественно оценить этот прогресс и провести региональные сравнения. И несмотря на то, что перед создателями рейтингов стоят, как правило, довольно близкие по смыслу вопросы (можно ли наладить регулярный мониторинг продвижения ре-ионов по пути устойчивого развития? как оценить потенциал региона для достижения поставленных целей? какие показатели следует использовать для сравнения? откуда можно регулярно получать доступную и достоверную информацию для анализа?), ответы в виде ранжированных результатов оценки могут получаться разные.

Мы предлагаем свое решение этой задачи. Коллектив экспертов[1] разработал методологию комплексной оценки и ранжирования регионов России по блокам критериев экономического, социального и экологического развития[2]. С использованием статистических данных за период 2015–2020 гг. составлены рейтинги по каждому из трех направлений, и на их основе сформирован совокупный рейтинг устойчивого развития регионов России.

Отличительной особенностью методологии предлагаемого рейтинга является то, что используется простой алгоритм ранжирования регионов отдельно по показателям экономического, социального и экологического развития; придается равный «вес» показателям экономики, социальной сферы и экологии при расчете совокупного рейтинга устойчивого развития; не используется информация, которая может быть необъективной, в частности, экспертные мнения, опросы и т.д. Кроме того, поскольку используется стандартная и доступная статистическая информация, результаты расчетов являются верифицируемыми и проверяемыми.

Для составления рейтинга нами были выбраны 26 показателей Росстата, характеризующие:

1) уровень экономического развития, инвестиционный и инновационный потенциал (7 показателей);

2)  уровень доходов населения, социального неравенства, безработицы, доступность и качество медицинских услуг и образования (15 показателей);

3) финансовые вложения в экологию региона и снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водную среду (4 показателя).

По каждому из этих показателей определялся ранг региона за каждый год, после чего был рассчитан средний ранг региона за период 2018–2020 гг.

Внимание в рейтинге сосредоточено на оценке усилий региональных администраций по развитию экономики, социальной сферы и экологии без учета накопленного ущерба. Таким образом, все регионы были поставлены в равные условия для объективного сравнения вклада администраций в устойчивое развитие региона (без отягощения накопленным неблагополучием прежних периодов). Например, промышленные регионы-загрязнители, ставшие таковыми в результате исторически сложившегося размещения производительных сил, получили возможность на равных конкурировать с другими регионами по показателям экологического развития.

Лидерами совокупного рейтинга стали:

  • Мурманская область (1-е место),
  • Ленинградская область (2-е место)
  • Хабаровский край (3-е место).

Также были определены лидеры в каждой из трех областей оценки — экономической, социальной и экологической.

Экономический рейтинг возглавила Ленинградская область (1-е место) с высокой долей несырьевого экспорта в ВРП, низким износом основных фондов и высоким показателем привлечения инвестиций в основной капитал. Хабаровский край (2-е место) и Мурманская область (3-е место) отличаются ростом ВРП, высокими показателями инвестиций в основной капитал, объемом производства инновационных товаров и услуг, ростом жилищного и дорожного строительства.

В социальном рейтинге лидерство Чукотского АО (1-е место), Ямало-Ненецкого АО (2-е место) и Ханты-Мансийского АО (3-е место) объясняется их устойчивыми социальными показателями: низкой долей населения за чертой бедности, высоким уровнем среднедушевых доходов, низкой безработицей, доступностью образования и здравоохранения, а также высокими среднедушевыми расходами консолидированного бюджета в сфере образования и здравоохранения.

Результаты экологического рейтинга отражают способность региона наращивать потенциал экологического развития и решать текущие проблемы, в том числе снижать объемы вредных выбросов. Это соответствует государственной политике, которая ориентирует не на достижение определенного объема выбросов, а на его сокращение относительно уровня 1990 года.

1-е место Мурманской области обусловлено высокими показателями текущих расходов и инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (% к ВРП). Ленинградская область имеет хорошие показатели по инвестициям на охрану окружающей среды (% к ВРП), что обеспечило 2-е место в экологическом рейтинге. 3-е место Красноярского края достигнуто благодаря лидерству региона по показателю текущих расходов на охрану окружающей среды (% к ВРП).

Эти регионы занимают свои лидирующие позиции благодаря высокому уровню расходов на предотвращение негативного влияния на окружающую среду и вводят активно меры по снижению ущерба экологии региона. В частности, у Мурманской и Ленинградской областей и Красноярского края расходы и инвестиции на охрану окружающей среды более сбалансированы с мерами по предотвращению экологического ущерба.

При ранжировании регионов по показателям социального развития было установлено, что важным фактором успеха является равномерность вклада всех четырех компонентов. Для регионов-лидеров характерно приблизительное равенство вкладов каждого из четырех показателей социального развития, в то время как для регионов из середины списка и тем более для отстающих регионов характерен большой разброс долей вклада по отдельным показателям.

 

[1] Коллектив исследователей научного общества «Зеленая экономика и финансы» создан на базе Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Международного банковского института им. Анатолия Собчака и Института экономики Уральского отделения РАН.

[2] Исследование проведено в рамках реализации РАНХиГС программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

08 июня 2024 | Новости
XV Международный форум «Экология»: итоги мероприятия и награждение Светланы Бик
12 мая 2024 | Новости
Зеленая инфраструктура улучшает качество жизни и снижает углеродный след
28 января 2024 | Экспертиза
«Технологии Доверия»: Как оценить социальное воздействие бизнеса на территориях присутствия
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.