Рейтинг регионов России: если исключить накопленный ущерб
infragreen

Рейтинг регионов России: если исключить накопленный ущерб

04 февраля 2024 | Города и субъекты РФ Мы в соцсетях Печать

Старший научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России», канд. физ.-мат. наук, эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Дмитрий Ершов и Младший научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России», эксперт Научного общества «Зеленая экономика и финансы» Иван Раков на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023»  рассказывают о методологии комплексной оценки и ранжирования регионов России по блокам критериев экономического, социального и экологического развития и результаты такой оценки.

На волне роста общественного интереса к вопросам экологии, экономического и социального развития у рейтинговых агентств и аналитических центров возникает желание количественно оценить этот прогресс и провести региональные сравнения. И несмотря на то, что перед создателями рейтингов стоят, как правило, довольно близкие по смыслу вопросы (можно ли наладить регулярный мониторинг продвижения ре-ионов по пути устойчивого развития? как оценить потенциал региона для достижения поставленных целей? какие показатели следует использовать для сравнения? откуда можно регулярно получать доступную и достоверную информацию для анализа?), ответы в виде ранжированных результатов оценки могут получаться разные.

Мы предлагаем свое решение этой задачи. Коллектив экспертов[1] разработал методологию комплексной оценки и ранжирования регионов России по блокам критериев экономического, социального и экологического развития[2]. С использованием статистических данных за период 2015–2020 гг. составлены рейтинги по каждому из трех направлений, и на их основе сформирован совокупный рейтинг устойчивого развития регионов России.

Отличительной особенностью методологии предлагаемого рейтинга является то, что используется простой алгоритм ранжирования регионов отдельно по показателям экономического, социального и экологического развития; придается равный «вес» показателям экономики, социальной сферы и экологии при расчете совокупного рейтинга устойчивого развития; не используется информация, которая может быть необъективной, в частности, экспертные мнения, опросы и т.д. Кроме того, поскольку используется стандартная и доступная статистическая информация, результаты расчетов являются верифицируемыми и проверяемыми.

Для составления рейтинга нами были выбраны 26 показателей Росстата, характеризующие:

1) уровень экономического развития, инвестиционный и инновационный потенциал (7 показателей);

2)  уровень доходов населения, социального неравенства, безработицы, доступность и качество медицинских услуг и образования (15 показателей);

3) финансовые вложения в экологию региона и снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водную среду (4 показателя).

По каждому из этих показателей определялся ранг региона за каждый год, после чего был рассчитан средний ранг региона за период 2018–2020 гг.

Внимание в рейтинге сосредоточено на оценке усилий региональных администраций по развитию экономики, социальной сферы и экологии без учета накопленного ущерба. Таким образом, все регионы были поставлены в равные условия для объективного сравнения вклада администраций в устойчивое развитие региона (без отягощения накопленным неблагополучием прежних периодов). Например, промышленные регионы-загрязнители, ставшие таковыми в результате исторически сложившегося размещения производительных сил, получили возможность на равных конкурировать с другими регионами по показателям экологического развития.

Лидерами совокупного рейтинга стали:

  • Мурманская область (1-е место),
  • Ленинградская область (2-е место)
  • Хабаровский край (3-е место).

Также были определены лидеры в каждой из трех областей оценки — экономической, социальной и экологической.

Экономический рейтинг возглавила Ленинградская область (1-е место) с высокой долей несырьевого экспорта в ВРП, низким износом основных фондов и высоким показателем привлечения инвестиций в основной капитал. Хабаровский край (2-е место) и Мурманская область (3-е место) отличаются ростом ВРП, высокими показателями инвестиций в основной капитал, объемом производства инновационных товаров и услуг, ростом жилищного и дорожного строительства.

В социальном рейтинге лидерство Чукотского АО (1-е место), Ямало-Ненецкого АО (2-е место) и Ханты-Мансийского АО (3-е место) объясняется их устойчивыми социальными показателями: низкой долей населения за чертой бедности, высоким уровнем среднедушевых доходов, низкой безработицей, доступностью образования и здравоохранения, а также высокими среднедушевыми расходами консолидированного бюджета в сфере образования и здравоохранения.

Результаты экологического рейтинга отражают способность региона наращивать потенциал экологического развития и решать текущие проблемы, в том числе снижать объемы вредных выбросов. Это соответствует государственной политике, которая ориентирует не на достижение определенного объема выбросов, а на его сокращение относительно уровня 1990 года.

1-е место Мурманской области обусловлено высокими показателями текущих расходов и инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (% к ВРП). Ленинградская область имеет хорошие показатели по инвестициям на охрану окружающей среды (% к ВРП), что обеспечило 2-е место в экологическом рейтинге. 3-е место Красноярского края достигнуто благодаря лидерству региона по показателю текущих расходов на охрану окружающей среды (% к ВРП).

Эти регионы занимают свои лидирующие позиции благодаря высокому уровню расходов на предотвращение негативного влияния на окружающую среду и вводят активно меры по снижению ущерба экологии региона. В частности, у Мурманской и Ленинградской областей и Красноярского края расходы и инвестиции на охрану окружающей среды более сбалансированы с мерами по предотвращению экологического ущерба.

При ранжировании регионов по показателям социального развития было установлено, что важным фактором успеха является равномерность вклада всех четырех компонентов. Для регионов-лидеров характерно приблизительное равенство вкладов каждого из четырех показателей социального развития, в то время как для регионов из середины списка и тем более для отстающих регионов характерен большой разброс долей вклада по отдельным показателям.

 

[1] Коллектив исследователей научного общества «Зеленая экономика и финансы» создан на базе Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Международного банковского института им. Анатолия Собчака и Института экономики Уральского отделения РАН.

[2] Исследование проведено в рамках реализации РАНХиГС программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

14 октября 2024 | Экспертиза
Мария Головко: Консолидированный ESG-индикатор ИНФРАГРИН — консенсус в оценке устойчивого развития регионов
14 октября 2024 | Экспертиза
Татьяна Полиди: Доступность жилья в городах России - под давлением дисбалансов
21 сентября 2024 | Экспертиза
Марина Агаджанянц: Методики оценки устойчивости регионов должны учитывать особенности Арктики
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.