Основной вызов – это критерии оценки эффективности корпоративных программ по биоразнообразию
infragreen

Основной вызов – это критерии оценки эффективности корпоративных программ по биоразнообразию

18 февраля 2024 | Биоразнообразие Мы в соцсетях Печать

Последние несколько лет ESG повестка в России стала достаточно часто обсуждаемой темой, и экологическая составляющая, зачастую, превалирует над остальными, хотя, если посмотреть на корпоративные программы в области ESG, то социальные вопросы по объемам финансирования, по количеству корпоративных фондов, скорее, более весомы. Кандидат физ-мат наук, эксперт в области устойчивого развития бизнеса Людмила Аметистова, эксперт Фонда "Природа и люди" по взаимодействию с бизнесом Алексей Книжников и к.э.н., эксперт фонда "Природа и люди" по устойчивому развитию Михаил Бабенко рассказывают о важности определения критериев оценки эффективности программ по биоразнообразию.

В дискуссиях об экологическом воздействии на первый план, как правило, выходит именно негативное воздействие на окружающую среду, т. е. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, парниковые газы, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и почву, образование и утилизация отходов. Вместе с этим есть несколько процессов, которые сформировались в последнее десятилетие, и которые стоит учитывать в части устойчивого развития и буквы E (Environment), которая означает окружающую среду в аббревиатуре ESG. Первое, про что стоит помнить – это Конвенция о биологическом разнообразии. На конференции сторон в декабре 2022 года было принято много решений, включая необходимость финансирования программ по сохранению биоразнообразия, в августе 2023 года был создан фонд по поддержке биоразнообразия[1].

Сейчас речь идет не столько о «просто сохраним природу» — это тоже крайне важно, но сегодня риски, связанные с потерей биоразнообразия, являются глобальными. Последние несколько лет в Отчете Всемирного экономического форума о глобальных рисках в топ 3 рисков, которые рассматриваются экспертами, бизнесом и правительствами как наиболее существенные на горизонте 5–10 лет, входит потеря биоразнообразия[2].

Кроме того, международные финансовые институты, где Россия является одним из акционеров – Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций [3] – начали смотреть на биоразнообразие и экосистемные услуги как на факторы, от которых зависит устойчивое развитие стран, а на природный капитал и сохранение и восстановление экосистем как на инвестиции, а не благотворительность. Помимо этого, в 2023 году выпущен новый стандарт по раскрытию нефинансовой информации Рабочей группы по раскрытию финансовой информации в части воздействия на природу (Task-Force For Nature-Based Financial Disclosure[4]), также опубликованы рекомендациями Сети заэкологизацию финансовой системы (Network for Greening Financial System[5]). Риски, связанные с потерей биоразнообразия, сейчас становятся все более значимыми, а значит, сохранение биоразнообразия и способности предоставлять различные экосистемные услуги – это факторы долгосрочной конкурентоспособности страны.

Россия занимает 4 место по запасу биоемкости[6], с уникальными плодородными почвами, запасами пресной воды, лесами и болотами, удерживающими углерод, но помимо этих очевидных экосистемных услуг, Россия уникальна с точки зрения биоразнообразия и наличия редких и уязвимых видов, таких как белый медведь, атлантический морж, и многие другие. Россия является глобальным экологическим донором, и эту позицию имеет смысл не только удерживать, но и развивать, инвестируя в природный капитал, сохранение и восстановление экосистем. 

Государство играет важную роль в решении вопросов сохранения природы России. Помимо стратегических документов и законодательных актов, регулирующих ответственность за сохранение качества окружающей среды, в последние полгода прорабатываются меры поддержки проектов устойчивого развития[7]. Если сравнить Цели развития тысячелетия и Цели устойчивого развития ООН (ЦУР), то одна важная разница заключается в том, что ЦУР были подхвачены бизнесом, а не только основывались на государственной поддержке.

Важный тренд, который мы видим в последние несколько лет в России – это появление программ и стратегий по сохранению биоразнообразия в крупнейших компаниях.  Более-менее системно этот процесс начался в 2014 году. Компании начали смотреть на свою деятельность не только с точки зрения требований законодательства, а с точки зрения деятельности «в регионах ответственности»[8] .

Вовлечение бизнеса в сохранение биоразнообразия хоть и медленно, но развивается, и особенно важно, что такие программы включают проекты по охране, например, краснокнижных видов, а не только посадку лесов или выпуск мальков. Можно констатировать несколько важных трендов в части развития программ по сохранению биоразнообразия. Например, компании декларируют использование иерархии мер смягчения воздействия на окружающую среду; использование риск-ориентированного подхода иногда приводит к отказу от проектов, которые несут слишком высокие риски в связи с воздействием на биоразнообразие.

Тем не менее, есть несколько серьезных вызовов, найти решение, которым в ближайшее время предстоит бизнесу и экспертному сообществу.  Интересно сравнить стратегии по устойчивому развитию и нефинансовую отчетность: далеко не всегда в стратегиях присутствуют направления, которые описываются в нефинансовой отчетности. Не всегда политики и программы по сохранению биоразнообразия находятся в открытом доступе, не говоря уже о доступности научных результатов, получаемых в рамках мониторинга воздействия на окружающую среду (а это крайне ценная научная и практическая информация). Наконец, основной вызов – это критерии оценки эффективности программ.

Критерии важны как для качества разработки стратегий и программ, так и для реализации программ и понимания не только финансовой эффективности, а именно природоохранной эффективности от реализации программ. В некоторых отчетах можно найти просто суммы, выделенные на природоохранные проекты, но невозможно понять принесли ли эти деньги что-то для сохранения или восстановления экосистем.

В целом предстоит интересная и непростая работа по нескольким направлениям. Помимо расширения практик разработки и реализации программ по сохранению биоразнообразия, важно совместными усилиями работать над метриками по оценке эффективности этих программ. С учетом особой роли России как экологического донора и международных трендов, необходимо оценить риски от потери биоразнообразия и понять, в чем заключаются конкурентные преимущества от сохранения биоразнообразия для России. Эта работа поможет также финансовому сектору понять важность учета воздействия (как положительного, так и отрицательного) при оценке проектов и заемщиков.

 

[8] Важный термин, озвученный одной из компаний, которая говорит не о регионах присутствия, а о своей ответственности.

13 октября 2024 | Экспертиза
Тимур Турсунов: Изменение климата и биоразнообразия - планы адаптации надо готовить с учётом специфики регионов
06 октября 2024 | Новости
СОР-16: в центре внимания будут прогресс и проблемы в сохранении биоразнообразия
27 января 2024 | Новости
INFARGREEN публикует тезисы рекомендаций для центральных банков по биоразнообразию
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.