ПСБ уделяет особое внимание поддержке проектов устойчивого развития. Портфель «зелёных» проектов ПСБ на сегодняшний день составляет порядка 130 млрд рублей. О том, какие направления и проекты в повестке устойчивого развития банк считает приоритетными, как интегрирует в свою деятельность факторы ESG, а также почему активно популяризирует «синюю экономику» в интервью руководителю экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик на страницах Доклада «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» рассказывает начальник управления устойчивого развития ПСБ Екатерина Кузьмина. ПСБ выступил федеральным партнером Доклада.
СВЕТЛАНА БИК: Одним из самых сложных вопросов в повестке устойчивого развития является тема декарбонизации. И это понятно: экономика России во многом базируется на ТЭК, страна обладает большими разведанными и ещё не разведанными запасами углеводородов. При этом глобальная повестка предполагает уход от их использования в сторону альтернативной энергетики и фактически климатической экономики, в которой любые процессы оцениваются через призму сокращения выбросов парниковых газов. В некотором смысле получается тупик?
ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Это не так. Безусловно, топливно-энергетический комплекс играет значительную роль в экономике страны, составляя до 20% в структуре ВВП России. Резкое снижение углеродоёмкости энергетической отрасли страны может поставить под угрозу развитие отечественных отраслей народного хозяйства. В то же время международная климатическая повестка предполагает снижение использования ископаемого топлива, но в сложившихся макроэкономических условиях стало очевидно, что кардинальный уход необходимо притормозить с целью избежания рецессии и энергетического кризиса.
Тем не менее в нашей стране климатическая регуляторика активно развивается. Так, в октябре 2023 года указом Президента РФ была утверждена новая климатическая доктрина Российской Федерации, стратегической целью которой является достижение не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
На этапе согласования находится Проект плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в рамках которого предусмотрены стимулирующие регуляторные меры, мероприятия по реструктуризации промышленности и энергетики, адаптации, внедрению НДТ и технологических новаций, включая водородные проекты.
Со стороны Банка России в декабре 2023 года вышло информационное письмо о рекомендациях по учёту климатических рисков для финансовых организаций. Эти рекомендации послужат ориентиром для формирования надлежащих подходов к управлению климатическими рисками в финансовых организациях и условий к переходу к низкоуглеродной экономике. Финансовый сектор должен сыграть большую роль в наращивании потенциала экономики в соответствии с принципами устойчивого развития.
Многие крупные предприятия страны стремятся переходить на наилучшие и перспективные технологии. Бизнес приходит к осознанию того, что модернизация — это не только вложения, но и сокращение издержек в среднесрочной перспективе. Также в качестве меры государственной поддержки предприятиям первой категории НВОС предоставляется субсидия на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ.
СВЕТЛАНА БИК: В прошлом году ПСБ и Институт исследований и экспертизы ВЭБ провели масштабное исследование международных и российских практик в сфере развития экологически чистого транспорта «Транспорт: технологии, экология, климат». Есть ли у этого проекта прикладное значение?
ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Когда мы планировали разработку бюллетеня, перед нами стояла задача оказать содействие российским регионам и бизнесу по интеграции в свою деятельность лучших отечественных практик и международного опыта по озеленению транспортной отрасли. Как показывает наше исследование, каждая страна определяет программы развития транспортного комплекса исходя из национальных приоритетов, уровня экономического развития, климатических и географических факторов.
В качестве приоритетных направлений развития зелёной транспортной отрасли на ближайшую перспективу в рамках нашего исследования мы видим внутренний водный транспорт, развитие которого потребует обновления парка судов, создания и реконструкции инфраструктуры — портов, каналов, фарватеров, водных путей, а также строительство высокоскоростных и высокоэффективных железнодорожных магистралей, которые позволят держать показатели углеродоёмкости грузовых перевозок на минимальном уровне.
Реализация мер по снижению негативного экологического и климатического воздействия транспортной отрасли потребует мобилизации существенных финансовых ресурсов, а также внедрения инновационных технологических и организационных решений, что может вызывать определённые трудности в текущих экономических и геополитических реалиях.
ПСБ участвует в финансировании проектов по приобретению экологичных видов пассажирского транспорта, по созданию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций для заправки автотранспорта природным газом на территории России и в других транспортных проектах. Также банк участвует в размещении облигаций, средства от выпуска которых направляются на финансирование проектов по приобретению электробусов, модернизации трамвайной сети, реконструкции линий метрополитена, производства электропоездов нового поколения.
СВЕТЛАНА БИК: ESG-трансформация российской банковской системы во многом задаётся рекомендациями Банка России. Один из последних документов выпущен в отношении разработки публичными акционерными обществами и эмитентами стратегии устойчивого развития. ПСБ является и ПАО, и эмитентом. Как банк формирует и институализирует своё стратегическое видение устойчивого развития?
ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Повестка устойчивого развития играет значительную роль в нашем банке. ПСБ профинансировал более 100 проектов устойчивого развития общим объёмом кредитного портфеля около 130 млрд руб. Кроме того, в 2022 году банк выступил соорганизатором выпусков «зелёных» облигаций на общую сумму 140 млрд руб.
В ПСБ утверждены Стратегия устойчивого развития банка на период 2024–2028 годы и Политика в области ответственного финансирования, которая закрепляет наши обязательства в сфере ESG-финансирования и устанавливает правила и принципы осуществления ответственного финансирования и раскрытия информации о принятых подходах внутри банка.
В 2024 году мы планируем получить ESG-рейтинг, создать линейку финансовых и нефинансовых продуктов устойчивого развития. Под финансовыми продуктами устойчивого развития мы подразумеваем зелёные, адаптационные, синие и другие кредиты и инструменты долгового финансирования. Нефинансовые продукты будут носить консультационный характер — мы будем оказывать консультационные и методические услуги компаниям, которые хотят осуществить ESG-трансформацию, управлять своим углеродным следом и климатическими рисками.
СВЕТЛАНА БИК: На российском финансовом рынке есть полная палитра финансовых инструментов устой-чивого развития — в том числе 6 видов ESG-облигаций. При этом в публичных дискуссиях Вы говорите о необходимости синих облигаций. С какой целью?
ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Хочу отметить, что под синими облигациями мы понимаем финансовые инструменты достаточно широкой сферы применения. Это проекты в сфере устойчивого рыболовства и аквакультуры, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального комплекса, устойчивого морского и прибрежного туризма, а также сохранения и охраны биоразнообразия водных экосистем и др.
Исключительно важная роль водных ресурсов, а также доступ к чистой питьевой воде в поддержании жизни на планете и создании возможностей для экономического и социального развития ставит вопрос о привлечении целевых инвестиций для реализации задач, связанных с эффективным водопользованием и охраной водной среды. В ответ на эти вызовы в мире пришли к пониманию необходимости развития синей экономики.
Понятие «синяя экономика» уже введено в обиход в России, оно так или иначе фигурирует в стратегических документах страны. Согласно Морской доктрине Российской Федерации, утверждённой в 2022 году, развитие морской деятельности и морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития России в XXI веке.
Россия имеет огромный потенциал для развития синей экономики с учётом её богатых водных ресурсов. Россия омывается водами 12 морей и 3 океанов, входит в число стран с наибольшим речным стоком, обладает более 20% мировых ресурсов пресной воды. На одного жителя нашей страны приходится около 30 тыс. м3 речного стока в год, что примерно в 5,5 раза больше среднемирового уровня. Это является важным конкурентным преимуществом.
На мой взгляд, важность проблем, связанных с эффективным и устойчивым использованием водных ресурсов, определяет необходимость выделения отдельного класса инструментов целевого финансирования проектов в этой сфере — синих облигаций и кредитов.
Их целесообразно рассматривать как отдельную, новую категорию устойчивых финансовых инструментов — по аналогии с тем, как это принято в международной практике. При этом для реализации синих проектов могут быть разработаны и внедрены специальные меры господдержки, которые не предусмотрены сегодня для общего пула зелёных проектов.