Екатерина Кузьмина: Нужно развивать инструменты синей экономики
infragreen

Екатерина Кузьмина: Нужно развивать инструменты синей экономики

17 марта 2024 | ESG Мы в соцсетях Печать

ПСБ уделяет особое внимание поддержке проектов устойчивого развития. Портфель «зелёных» проектов ПСБ на сегодняшний день составляет порядка 130 млрд рублей. О том, какие направления и проекты в повестке устойчивого развития банк считает приоритетными, как интегрирует в свою деятельность факторы ESG, а также почему активно популяризирует «синюю экономику» в интервью руководителю экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик на страницах Доклада «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» рассказывает начальник управления устойчивого развития ПСБ Екатерина Кузьмина. ПСБ выступил федеральным партнером Доклада.

СВЕТЛАНА БИК: Одним из самых сложных вопросов в повестке устойчивого развития является тема декарбонизации. И это понятно: экономика России во многом базируется на ТЭК, страна обладает большими разведанными и ещё не разведанными запасами углеводородов. При этом глобальная повестка предполагает уход от их использования в сторону альтернативной энергетики и фактически климатической экономики, в которой любые процессы оцениваются через призму сокращения выбросов парниковых газов. В некотором смысле получается тупик?

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Это не так. Безусловно, топливно-энергетический комплекс играет значительную роль в экономике страны, составляя до 20% в структуре ВВП России. Резкое снижение углеродоёмкости энергетической отрасли страны может поставить под угрозу развитие отечественных отраслей народного хозяйства. В то же время международная климатическая повестка предполагает снижение использования ископаемого топлива, но в сложившихся макроэкономических условиях стало очевидно, что кардинальный уход необходимо притормозить с целью избежания рецессии и энергетического кризиса.

Тем не менее в нашей стране климатическая регуляторика активно развивается. Так, в октябре 2023 года указом Президента РФ была утверждена новая климатическая доктрина Российской Федерации, стратегической целью которой является достижение не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.

На этапе согласования находится Проект плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в рамках которого предусмотрены стимулирующие регуляторные меры, мероприятия по реструктуризации промышленности и энергетики, адаптации, внедрению НДТ и технологических новаций, включая водородные проекты.

Со стороны Банка России в декабре 2023 года вышло информационное письмо о рекомендациях по учёту климатических рисков для финансовых организаций. Эти рекомендации послужат ориентиром для формирования надлежащих подходов к управлению климатическими рисками в финансовых организациях и условий к переходу к низкоуглеродной экономике. Финансовый сектор должен сыграть большую роль в наращивании потенциала экономики в соответствии с принципами устойчивого развития.

Многие крупные предприятия страны стремятся переходить на наилучшие и перспективные технологии. Бизнес приходит к осознанию того, что модернизация — это не только вложения, но и сокращение издержек в среднесрочной перспективе. Также в качестве меры государственной поддержки предприятиям первой категории НВОС предоставляется субсидия на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ.

СВЕТЛАНА БИК: В прошлом году ПСБ и Институт исследований и экспертизы ВЭБ провели масштабное исследование международных и российских практик в сфере развития экологически чистого транспорта «Транспорт: технологии, экология, климат». Есть ли у этого проекта прикладное значение?

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Когда мы планировали разработку бюллетеня, перед нами стояла задача оказать содействие российским регионам и бизнесу по интеграции в свою деятельность лучших отечественных практик и международного опыта по озеленению транспортной отрасли. Как показывает наше исследование, каждая страна определяет программы развития транспортного комплекса исходя из национальных приоритетов, уровня экономического развития, климатических и географических факторов.

В качестве приоритетных направлений развития зелёной транспортной отрасли на ближайшую перспективу в рамках нашего исследования мы видим внутренний водный транспорт, развитие которого потребует обновления парка судов, создания и реконструкции инфраструктуры — портов, каналов, фарватеров, водных путей, а также строительство высокоскоростных и высокоэффективных железнодорожных магистралей, которые позволят держать показатели углеродоёмкости грузовых перевозок на минимальном уровне.

Реализация мер по снижению негативного экологического и климатического воздействия транспортной отрасли потребует мобилизации существенных финансовых ресурсов, а также внедрения инновационных технологических и организационных решений, что может вызывать определённые трудности в текущих экономических и геополитических реалиях.

ПСБ участвует в финансировании проектов по приобретению экологичных видов пассажирского транспорта, по созданию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций для заправки автотранспорта природным газом на территории России и в других транспортных проектах. Также банк участвует в размещении облигаций, средства от выпуска которых направляются на финансирование проектов по приобретению электробусов, модернизации трамвайной сети, реконструкции линий метрополитена, производства электропоездов нового поколения.

СВЕТЛАНА БИК: ESG-трансформация российской банковской системы во многом задаётся рекомендациями Банка России. Один из последних документов выпущен в отношении разработки публичными акционерными обществами и эмитентами стратегии устойчивого развития. ПСБ является и ПАО, и эмитентом. Как банк формирует и институализирует своё стратегическое видение устойчивого развития?

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Повестка устойчивого развития играет значительную роль в нашем банке. ПСБ профинансировал более 100 проектов устойчивого развития общим объёмом кредитного портфеля около 130 млрд руб. Кроме того, в 2022 году банк выступил соорганизатором выпусков «зелёных» облигаций на общую сумму 140 млрд руб.

В ПСБ утверждены Стратегия устойчивого развития банка на период 2024–2028 годы и Политика в области ответственного финансирования, которая закрепляет наши обязательства в сфере ESG-финансирования и устанавливает правила и принципы осуществления ответственного финансирования и раскрытия информации о принятых подходах внутри банка.

В 2024 году мы планируем получить ESG-рейтинг, создать линейку финансовых и нефинансовых продуктов устойчивого развития. Под финансовыми продуктами устойчивого развития мы подразумеваем зелёные, адаптационные, синие и другие кредиты и инструменты долгового финансирования. Нефинансовые продукты будут носить консультационный характер — мы будем оказывать консультационные и методические услуги компаниям, которые хотят осуществить ESG-трансформацию, управлять своим углеродным следом и климатическими рисками.

СВЕТЛАНА БИК: На российском финансовом рынке есть полная палитра финансовых инструментов устой-чивого развития — в том числе 6 видов ESG-облигаций. При этом в публичных дискуссиях Вы говорите о необходимости синих облигаций. С какой целью?

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИНА: Хочу отметить, что под синими облигациями мы понимаем финансовые инструменты достаточно широкой сферы применения. Это проекты в сфере устойчивого рыболовства и аквакультуры, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального комплекса, устойчивого морского и прибрежного туризма, а также сохранения и охраны биоразнообразия водных экосистем и др.

Исключительно важная роль водных ресурсов, а также доступ к чистой питьевой воде в поддержании жизни на планете и создании возможностей для экономического и социального развития ставит вопрос о привлечении целевых инвестиций для реализации задач, связанных с эффективным водопользованием и охраной водной среды. В ответ на эти вызовы в мире пришли к пониманию необходимости развития синей экономики.

Понятие «синяя экономика» уже введено в обиход в России, оно так или иначе фигурирует в стратегических документах страны. Согласно Морской доктрине Российской Федерации, утверждённой в 2022 году, развитие морской деятельности и морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития России в XXI веке.

Россия имеет огромный потенциал для развития синей экономики с учётом её богатых водных ресурсов. Россия омывается водами 12 морей и 3 океанов, входит в число стран с наибольшим речным стоком, обладает более 20% мировых ресурсов пресной воды. На одного жителя нашей страны приходится около 30 тыс. м3 речного стока в год, что примерно в 5,5 раза больше среднемирового уровня. Это является важным конкурентным преимуществом.

На мой взгляд, важность проблем, связанных с эффективным и устойчивым использованием водных ресурсов, определяет необходимость выделения отдельного класса инструментов целевого финансирования проектов в этой сфере — синих облигаций и кредитов.

Их целесообразно рассматривать как отдельную, новую категорию устойчивых финансовых инструментов — по аналогии с тем, как это принято в международной практике. При этом для реализации синих проектов могут быть разработаны и внедрены специальные меры господдержки, которые не предусмотрены сегодня для общего пула зелёных проектов.

02 ноября 2024 | Новости
Лента корпоративных новостей «100%_ESG»: практика устойчивого развития
25 октября 2024 | Новости
Лента корпоративных новостей «100%_ESG»: практика устойчивого развития
20 октября 2024 | Новости
Лента корпоративных новостей «100%_ESG»: практика устойчивого развития
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.