Наталья Берченко: в Республике Беларусь идет разработка Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года

Наталья Берченко: в Республике Беларусь идет разработка Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года

28 апреля 2024 | Перспектива

В 2023 году Республика Беларусь вступила в новый цикл планирования, предусматривающий разработку ключевых документов развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу: Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2040 года (НСУР–2040) и Программы социально-экономического развития на 2026–2030 гг. Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики» (НИЭИ Минэкономики) как головная организация-разработчик этих документов совместно с вышестоящим ведомством начало активную работу в данном направлении с 2023 года. Подробнее о разработке Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2040 года рассказывает кандидат экономических наук, доцент, директор института ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» Наталья Берченко. 

В целях разработки ключевых документов развития был проведен анализ выполнения приоритетов национальной стратегии до 2035 года, широкой общественности представлен отчет о достижении национальных целей устойчивого развития, выполнена масштабная внутренняя работа по анализу новых вызовов, угроз и возможностей устойчивого развития Беларуси, подготовлена концепция НСУР–2040. Сегодня мы находимся на этапе подготовки проекта данного документа.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что НИЭИ Минэкономики начиная с 1997 года является разработчиком первой и всех последующих Национальных стратегий устойчивого развития (в соответствии с законодательством они разрабатываются каждые 5 лет на 15-летний прогнозный период), новый цикл планирования кардинально отличается от нашего прежнего опыта в сфере разработки стратегических документов. Реалии геополитики, стремительно разворачивающиеся глобальные тренды меняют экономический, социальный ландшафт Беларуси, выводят на передний план, наряду с традиционными задачами устойчивого развития, аспекты национальной безопасности. В этой связи крайне важно осознать, каким образом необходимо изменить подходы к разработке долгосрочной национальной стратегии, чтобы несмотря на неопределенность внешней среды, она выполняла свои целеориентирующие функции, отвечая национальным интересам и сохраняя вектор устойчивого развития.

Следует сказать, что Национальные стратегии устойчивого развития входят в систему официальных документов государственного планирования и прогнозирования Республики Беларусь. В 2023 году принят Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который действовал в нашей стране с 1998 года. Ключевая новация Закона – упорядочение системы разрабатываемых документов и разграничение процессов прогнозирования и планирования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Система документов государственного прогнозирования и государственного планирования Республики Беларусь

Действующая система дополнена следующими документами:

  • комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (разрабатывается на 20 лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода) – с целью усиления инновационной ориентации документов государственного прогнозирования и государственного планирования;
  • стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (разрабатываются на десять и более лет) – с целью системного стратегического подхода к развитию отраслей экономики на принципах сопряжения с долгосрочными приоритетами развития национальной экономики;
  • государственные программы (разрабатываются на пять лет) – с целью формирования и реализации комплекса мероприятий по отдельным направлениям деятельности по достижению приоритетов и выполнению задач государственной политики в сфере социально-экономического развития;
  • государственные программы научных исследований и научно-технические программы (разрабатываются на пять лет) – с целью усиления роли науки и технологий в достижении целей социально-экономического развития;
  • региональные документы государственного прогнозирования и государственного планирования (разрабатываются на пять лет) – с целью усиления региональной составляющей и обеспечения соответствия развития регионов национальным целям и приоритетам.

В новой редакции Закона скорректированы уровни утверждения отдельных документов государственного прогнозирования и государственного планирования. Введенные законопроектом нормы направлены на повышение эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Беларусь, гармонизацию законодательств Беларуси и России в этой сфере.

В отличие от прежней редакции, Закон содержит принципы разработки прогнозов и планов, в числе которых: научная обоснованность, системность, открытость, преемственность и непрерывность, реалистичность, сценарность (вариантность) прогнозов, измеримость целей и задач, гибкость, эффективность. Также определены основные подходы к разработке документов прогнозирования и планирования. Все документы разрабатываются исходя из комплексного анализа экономической, демографической, социальной, экологической ситуации, научно-технологического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий и перспектив изменения указанных факторов. При этом предусматривается несколько вариантов с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий, в том числе потенциальных угроз для социально-экономического развития. Документы прогнозирования и планирования обязательно включают прогнозные параметры и показатели макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Таким образом, обновленная система документов государственного прогнозирования и планирования Республики Беларусь создает необходимые институциональные предпосылки для трансформации приоритетов устойчивого развития в мероприятия и проекты, реализуемые органами государственного управления всех уровней, определяет вектор движения в заданном направлении для субъектов хозяйствования.

В то же время для реализации этих предпосылок на практике важное значение имеют подходы к процессу разработки национальной стратегии устойчивого развития. С одной стороны, здесь необходимо исходить из того, что помимо стратегического планирования, данный документ призван выполнять функции объединения ресурсов, консолидации общества, а также позиционирования страны на внешнем контуре как государства, выполняющего свои международные обязательства по достижению 17 глобальных Целей устойчивого развития, принятых на саммите ООН в 2015 г. С другой, –осмысления требуют аспекты, которые ранее транслировались нам международными экспертами как непреложные истины. Так, например, при разработке Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года основным требованием было сопряжение с глобальными целями устойчивого развития и приоритет мнения «международного» сообщества по поводу драйверов и акселераторов этого процесса. При этом национальные интересы страны носили как-бы подчиненную роль, а необходимость движения к рыночным методам регулирования не вызывала сомнения. Новые реалии и накопленный за период с 2019 года опыт государственного управления открыли иной взгляд на данные аспекты.

Так, действующая модель национальной экономики Республики Беларусь с достаточно сильной ролью государства в регулировании социально-экономических процессов доказала свою состоятельность, демонстрируя в условиях следующих одного за другим вызовов, связанных с пандемией и усилением санкционного давления, способность быстро адаптироваться к внешним шокам за счет активной государственной поддержки реального сектора, включая частные предприятия, малый бизнес, гарантий социальной защищенности граждан. В то же время новые условия показали уязвимость созданного экономико-хозяйственного комплекса в технологической сфере, наличие критически важных сегментов в информационной безопасности, логистике, отсутствие перспективных компетенций по ряду направлений и др.

С учетом объективных тенденций глобальных технологических изменений и ментальных трансформаций общества, а также внешних реалий, обостривших для Республики Беларусь вопросы национальной безопасности, при формировании концепции НСУР–2040 нами использовались следующие подходы:

  • приоритет национальных интересов;
  • опора на лучшее в национальной практике;
  • акцент на доступные решения в условиях неопределенности будущего;
  • рациональная специализация экономики и науки (национальные «фишки»);
  • взгляд в будущее в позиций будущих поколений;
  • консолидация ресурсов на основе стратегии прорывного развития.

Сформированная на основе этих подходов Концепция НСУР–2040 исходит из того, что наиболее важными для республики глобальными трендами и ключевыми внешними вызовами необходимо рассматривать следующие:

  • усиление геополитической конфронтации, деглобализация и регионализация;
  • замедление темпов мировой экономики, трансформация глобального валютно-финансового порядка;
  • полномасштабное разворачивание нового технологического уклада, переход к интеллектуальной экономике;
  • возрастающий спрос на возобновляемые источники энергии, формирование новых энергетических трендов;
  • нарастание демографических угроз;
  • усугубление проблемы бедности и социального неравенства;
  • усиление профессионального дисбаланса на рынке труда;
  • ухудшение экологической обстановки и угроза разрушения экосистемы.

Данные тенденции и вызовы накладываются на сохраняющиеся внутренние проблемы в экономической, социальной и экологической сферах. Наиболее значимые из них:

в сфере экономики:

  • технологическое отставание и высокие издержки производства;
  • значительная импортная зависимость ключевых секторов экономики;
  • низкая инвестиционная активность и невысокая отдача от инвестиций в основной капитал;
  • слабая деловая активность, медленное развитие малого и среднего предпринимательства;
  • недостаточная развитость рыночных институтов;

в социальной сфере:

  • сокращение численности и постарение населения, рост демографической нагрузки;
  • низкая эффективность занятости населения, дисбаланс спроса
  • и предложения рабочих мест;
  • низкий уровень доходов населения;
  • сохраняющееся неравенство в доступе граждан к социальным услугам;
  • недостаточное развитие социальной инфраструктуры и институтов гражданского общества;

в экологической сфере:

  • неэффективное использование природных ресурсов;
  • деградация земель и химическое загрязнение почв;
  • загрязнение водных ресурсов;
  • значительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • высокие темпы накопления крупнотоннажных отходов производства и образования опасных отходов.

С учетом всего комплекса факторов и условий стратегическая цель долгосрочного развития Республики Беларусь сформулирована следующим образом: рост качества жизни населения на основе достижения высокой устойчивости национальной экономики. Актуальные задачи по ее достижению:

  • обеспечение устойчивого демографического развития;
  • повышение качества человеческого потенциала;
  • обеспечение технологического суверенитета и внедрение технологий искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности;
  • модификация отраслевой структуры производства и внутреннего рынка в интересах сбалансированного развития и национальной безопасности, устойчивого роста благосостояния граждан;
  • последовательное улучшение институциональной среды в целях устойчивого экономического роста и усиления рыночных стимулов развития;
  • углубление регионального сотрудничества и укрепление позиций Республики Беларусь в международных интеграционных образованиях.

Определено 5 приоритетов долгосрочного развития на новый стратегический период:

  1. Народосбережение и укрепление традиционных семейных ценностей;
  2. Качественное образование, ориентированное не технологическое развитие и новое мировоззрение молодого поколения;
  3. Технологическая независимость и построение интеллектуальной экономики;
  4. Конкурентная и доступная бизнес-среда, достижение баланса интересов бизнеса и государства;
  5. Экологическая безопасность и ресурсоэффективность.  

С учетом этих приоритетов определены цели, задачи, механизмы и индикаторы развития по 8 направлениям[1]:

  • стратегия управления развитием человеческого потенциала;
  • достойные доходы и социальная защита, ориентированная на человека;
  • развитие цифровой индустрии и построение интеллектуальной экономики;
  • инфраструктура высокой комфортности жизни;
  • выход на траекторию устойчивости экологического развития;
  • институты устойчивого развития: конкурентная бизнес-среда и качественный государственный менеджмент;
  • современная модель устойчивого развития регионов: перспективы и инструменты реализации;
  • многовекторность внешнеэкономического курса Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что предусмотренные Концепцией НСУР–2040 приоритеты и направления во многом продолжают вектор, который реализуется в Республике Беларусь на основе преемственности стратегических документов как ключевого условия достижения долгосрочных целей.

Так, одними из драйверов устойчивого развития на период до 2040 года определены повсеместное внедрение принципов «зеленой» экономики, переход к рациональным моделям производства и потребления, в том числе за счет внедрения ESG-инструментов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Драйверы устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года

В соответствии с ранее принятыми национальными стратегиями на периоды до 2030, 2035 годов в республике уже реализован ряд новаций и практик «зеленой» повестки:

  • идет выполнение второго Национального плана по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь – на 2021-2025 годы;
  • утвержден План мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную, который по своей сути представляет план развития экономики замкнутого цикла в отношении пластика;
  • одобрена Концепция государственных «зеленых» облигаций Республики Беларусь и осуществлен первый выпуск государственных «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд росс. рублей;
  • Банком развития Республики Беларусь осуществляется финансовая поддержка реализации экологических проектов;
  • проводится работа по внедрению региональной государственной типовой цифровой платформы «Умный город (регион)»;
  • ведется подготовка Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года (находится на рассмотрении в Правительстве);
  • в конце февраля 2024 г. постановлением Правительства внедрен институт экономической оценки экосистемных услуг в целях эффективного использования финансовых средств в ходе реализации государственных программ (с учетом прямых и отдаленных последствий воздействия на экосистемы); эффективного планирования и безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности; обоснования мероприятий по сохранению, восстановлению и устойчивому функционированию экосистем и др.

Концепция НСУР–2040 продолжает расширение зеленого вектора, предусматривая внедрение следующих механизмов и инструментов:

  • массовая электрификация промышленного производства и транспорта с целью замещения использования ископаемого топлива и сокращения углеродного следа экономики;
  • полная переработка побочной продукции растениеводства и животноводства в биогазовых реакторах, пиролизных установках в целях снижения углеродного и азотного следа аграрного производства;
  • повышение требований к экологичности и энергоэффективности жилых зданий и оценка углеродного следа реализуемых в строительстве проектов;
  • внедрение механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов, развивающих ESG-практики («зеленое» налогообложение, «зеленые» государственные закупки, инструменты поддержки «зеленого» финансирования и др.);
  • утверждение перечня одноразовых и неперерабатываемых товаров и упаковки, подлежащих поэтапному выводу из оборота на территории страны;
  • введение требований по обязательному аудиту ресурсоэффективности наиболее материалоемких производств;
  • интеграция ESG-рисков в систему надзора за финансовыми организациями на основе прозрачной и релевантной нефинансовой отчетности;
  • создание единой цифровой платформы экономики замкнутого цикла для продвижения принципов циркулярной экономики среди субъектов хозяйствования и др.

Помимо «зеленого» вектора, «сквозной» характер имеют и другие компоненты устойчивого развития и ESG-повестки.

Немаловажную роль в возможности решения подобных задач, требующих межсекторных ответов, играет избранный подход к процедурам разработки концепции и проекта НСУР-2040 с максимальным вовлечением экспертного сообщества и заинтересованных сторон, что отвечает лучшим международным практикам в данной области. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. №28 утверждено Положение об основных этапах разработки документов государственного прогнозирования, государственного планирования, составе участников, порядке их взаимодействия (далее – Положение). Участниками процесса разработки документов государственного прогнозирования и государственного планирования определены республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, местные органы управления и самоуправления, общественные объединения, научные и иные организации. В отношении национальной стратегии пунктом 9 Положения определено, что для координации работ по разработке проекта национальной стратегии на очередной прогнозный период распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь создается межведомственная рабочая группа под руководством Министра экономики. Вовлеченность ключевых регуляторов в процесс разработки национальной стратегии является важным условием обеспечения сопряженности всего комплекса документов государственного прогнозирования и планирования, последующей трансформации приоритетов в конкретные мероприятия по их реализации.  

Помимо наличия правовых оснований участия в процессе разработки национальной стратегии органов государственного управления, курирующих различные направления деятельности, принципиальным условием возможности вовлечения широкого круга участников в данный процесс является наличие профессиональной структуры, способной, с одной стороны, выступить в роли дискуссионной площадки, на которой собираются акторы, представляющие разные интересы, с другой, – обеспечить обработку и анализ высказанных мнений и предложений, внесение на этой основе корректировок и дополнений в проект разрабатываемого стратегического документа, а в случае невозможности применения высказанных предложений – подготовку аргументированных обоснований. В Республике Беларусь роль такой площадки выполняет НИЭИ Минэкономики.

В частности, план подготовки проекта НСУР-2040 на 2024 год предусматривает проведение комплекса мероприятий, обеспечивающего участие широкого круга специалистов (таблица 1):

Таблица 1 – План мероприятий по вовлечению заинтересованных сторон в процесс подготовки проекта НСУР-2040 на 2024 год

 Мероприятие

 Срок   проведения

 Совместная конференция НИЭИ Минэкономики и Белорусской научно-промышленной ассоциации «Вклад негосударственного сектора экономики Беларуси в реализацию НСУР-2040»

 февраль 2024

 Круглый стол с участием топ-менеджмента промышленных предприятий «ESG-повестка: свободный выбор или необходимость»

 февраль 2024

 Форсайт-сессия «Образ будущего 2040: консолидация интересов поколений»

 февраль 2024

 Форсайт-сессия «Стратегия прорывного развития: видение бизнес-сообщества»

 март 2024

 Круглый стол «Сделано в Беларуси: составляющие конкурентоспособности 2040»

 апрель 2024

 Форсайт-сессия «Человеческий капитал как основной ресурс развития интеллектуальной экономики»

 апрель 2024

 Круглый стол «Институты развития Беларуси: приоритеты и механизмы»

 апрель 2024

Возможность реализации НИЭИ Минэкономики функции площадки межсекторного взаимодействия обусловлена тем потенциалом, компетенциями и опытом, которые имеет организация, междисциплинарностью и максимально прикладным характером проводимых исследований и решаемых задач (рисунок 3).

Рисунок 3 – Направления деятельности ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»

Таким образом, опыт Республики Беларусь позволяет говорить о том, что для реализации межсекторной тематики устойчивого развития и ESG-повестки в технологиях и процедурах разработки национальной стратегии особое внимание должно быть уделено нескольким аспектам: во-первых, тщательной экспертной проработке возможных решений; во-вторых, участию органов государственного управления, выступающих регуляторами в тех или иных сферах и видах экономической деятельности, в формировании приоритетов, направлений, механизмов и индикаторов решения целевых задач; в-третьих, созданию институциональных и организационных условий для максимального вовлечения заинтересованных сторон в процесс обсуждения стратегических подходов и механизмов.

[1] Подробно с текстом Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года можно ознакомиться на сайтах Министерства экономики Республики Беларусь или ГНУ «Научно-исследовательски экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь».

Свернуть

28 апреля 2024 | Новости
Платформа ИНФРАГРИН обновила политику информационного партнерства
28 апреля 2024 | Зеленая евразийская платформа
Наталья Берченко: в Республике Беларусь идет разработка Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года
17 апреля 2024 | Новости
Эксперты направили в Минприроды РФ предложения к проекту Водной стратегии
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.