Артем Чугунов: Комплексные экологические разрешения получили только 7% загрязнителей

Артем Чугунов: Комплексные экологические разрешения получили только 7% загрязнителей

25 мая 2024 | Национальные проекты Мы в соцсетях

5 лет назад, 13 февраля 2019 года, было принято постановление Правительства РФ № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва». Началась новая история экологического регулирования и надзора. Консультант по экологии и устойчивому развитию, эксперт платформы ИНФРАГРИН Артем Чугунов рассказывает  подробнее о результатах кампании по выдаче комплексных экологических разрешений в Докладе «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24».

С этого времени все компании, имеющие в своём составе объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду I категории, должны вместо разрозненных разрешений получать у Росприроднадзора одно комплексное. Для объектов II категории получение КЭР не стало обязательным, однако они были вправе его получить. Впоследствии постановление № 143 было отменено, ему на смену пришло ныне действующее постановление от 4 августа 2022 года № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».

Национальным проектом «Экология» предусматривалось, что к концу 2024 года всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения наилучших доступных технологий, будут выданы 6900 комплексных экологических разрешений. ИНФРАГРИН проанализировал, насколько актуальная ситуация близка к намеченным планам.

По данным публичного реестра, размещённого на сайте государственной информационной системы промышленности, всего в период с 19.12.2019 по 31.12.2023 было выдано 419 комплексных экологических разрешений — порядка 7% от намеченного. Причём больше половины этого количества — в прошлом году.

Наибольшее количество КЭР получено компаниями нефтегазового сектора — 65%. С большим отрывом с долями в 10% и 8% соответственно идут предприятия угольной промышленности, а также металлургической и горнодобывающей отраслей. Примерно по 5% приходится на предприятия в сфере обращения с отходами, а также на предприятия, эксплуатирующие очистные сооружения.

Объекты-загрязнители, получившие КЭР, работают в 40 субъектах Российской Федерации.

Наибольшее количество разрешений выдано предприятиям, работающим в северных регионах страны. В Ханты-Мансийском автономном округе получено 66 КЭР. В Ямало-Ненецком автономном округе — 34, в Ненецком автономном округе — 28. Все предприятия, работающие в этих округах, относятся к нефтегазовому сектору.

Примечательно, что в Москве и Московской области предприятий, получивших КЭР, больше, чем в промышленных областях, Волгоградской и Свердловской, вместе взятых.

В прошлом году в Росприроднадзор было подано рекордное количество заявок на получение комплексных экологических разрешений — 212, некоторые из них находятся на стадии формальной проверки, но подавляющее большинство ожидают рассмотрения. Структура заявителей по отраслям и регионам практически не изменилась, поскольку она отражает структуру размещения предприятий. 

Несмотря на активность прошлого года по подаче заявок, намеченные национальным проектом «Экология» показатели к концу 2024 года достичь не получится. Это является результатом не только существенных послаблений для предприятий по срокам получения КЭР, но и сложностью подготовки к комплексному «экзамену» на экологическую пригодность.

15 июня 2021 | Новости
Госдума РФ приняла в третьем чтении направленный на снижение загрязнения атмосферы закон
08 февраля 2021 | Новости
Президент России утвердил меры по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития страны
05 февраля 2021 | Новости
Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду проектом приказа Генерального прокурора РФ признается важнейшей задачей надзорной деятельности
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.