В рамках климатического эксперимента за последние несколько лет проделаны основные этапы работ, прошла апробация ключевых гипотез, заложенных в идею федерального закона. Спецпредставитель Губернатора по вопросам климата и устойчивого развития Сахалинской области, (ранее — министр экологии и устойчивого развития региона), член Экспертного совета МГИМО по ESG, руководитель Межрегиональной группы по углеродному регулированию при ЦСР Милена Милич на страницах Доклада «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подробнее о результатах Сахалинского эксперимента.
Ключевое достижение нашей команды — это создание новой системы разделения труда в сфере климатической политики и практики на территории Российской Федерации, формирование прототипа системы углеродного менеджмента в масштабе региона.
В 2022 году на примере нашей работы в Сахалинской области родился настоящий климатический стартап, пройден путь «от нуля до единицы», как говорят предприниматели, сейчас мы вошли в операционную фазу. В частности, компаниям были установлены первые в стране квоты на выбросы по итогам двухлетней предварительной работы с бизнес-сообществом и апробации механизма расчёта квот ещё в начале 2023 года.
Впереди — задачи совершенствования механизмов оценки их исполнения и планомерная реализация региональных и муниципальных программ.
Для достижения углеродного баланса мы также внедрили целый спектр инструментов и предпринимаем дополнительные усилия в части развития методологической и научно-практической базы, что в значительной степени даёт возможность реализации эксперимента с учётом интересов и возможностей всех сторон — государства, бизнеса и общества. Отмечу, что действующая под руководством губернатора система управления регионом на основе данных, проектного менеджмента и бережливого производства — благоприятная среда для предпринимательских проектов в любой сфере.
Однако один наш экспериментальный регион в поле климатического кризиса не воин, поэтому самое главное для достижения национальной климатической цели 2060, поставленной Президентом России, декомпозировать полученный опыт и результаты как можно оперативнее на все регионы России с учётом особенностей экономики, природно-климатических и социальных факторов. Целесообразно установить КПЭ должностным лицам субъектов РФ и бизнес-сообществу по выполнению климатических целей, ведь углеродным бюджетом нужно управлять системно.
Выделю топ-5 базовых направлений работы для каждого региона с целью повышения его климатической ответственности:
1. Выстраивание системы управления климатической политикой: определение органа, уполномоченного на реализацию климатической политики, формирование проектного офиса «Климат», включающего представителей всех заинтересованных сторон.
2. Оценка и методологическое совершенствование учёта выбросов и поглощений парниковых газов: аккумулирование статистических сведений за 3 года и проведение комплексного анализа динамики выбросов и поглощений парниковых газов, формирование регионального кадастра по секторам.
3. Планирование и целеполагание в рамках низко-углеродного развития региона: разработка концепции повышения климатической ответственности региона, топ стратегических направлений низко-углеродного развития, климатической программы региона или программы эксперимента (модель и параметры).
4. Внедрение системы верификации углеродной отчётности компаний и квотирование выбросов парниковых газов: проведение риск-анализ углеродного регулирования для регионального бизнеса, обеспечение учёта выбросов на предприятиях — крупнейших эмитентах.
5. Развитие рынка углеродных единиц и реализация климатических проектов: инициация технологических и природных климатических проектов.