Правовую основу системы верификации инструментов финансирования устойчивого развития в России составляют 2 документа: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.06.2020 № 1912-р об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации, а также постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587, которым были утверждены таксономия зелёных и адаптационных проектов и порядок верификации инструментов финансирования устойчивого раз-вития под реализацию соответствующих проектов. Вице-президент ВЭБ.РФ по устойчивому развитию Андрей Байда на страницах Доклада «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подробнее об инфраструктуре ESG финансирования в России.
За прошедшее время в постановление № 1587 уже дважды вносились изменения. В марте 2023 года были уточнены некоторые отраслевые критерии по зелёным и адаптационным проектам, порядок верификации инструментов финансирования устойчивого развития стал более выверенным — ведь к моменту изменений уже накопилась российская практика.
А в конце прошлого года постановление № 1587 было дополнено новой главой — социальной таксономией, определяющей направления и критерии для социальных проектов, подходами к верификации инструментов финансирования, направленных на реализацию таких проектов, и некоторыми новыми, более жёсткими требованиями к верификаторам.
К настоящему времени ВЭБ.РФ как методологический центр по финансированию устойчивого развития фактически сформировал стандарт, по которому можно осуществлять процедуру верификации зелёных, адаптационных и социальных облигаций и кредитов. При этом вся цепочка этой процедуры основана на публично доступных документах. Методики верификаторов и пресс-релизы с результатами оценки соответствия (заключения) должны быть размещены на сайтах верификаторов и в перечне инструментов финансирования устойчивого развития, выпущенных с учётом требований национальной методологии, за ведение которого отвечает ВЭБ.РФ.
Национальный перечень верификаторов, отобранных в соответствии с требованиями постановления № 1587, размещён на сайте ВЭБ.РФ. То есть система сформирована, причём в основной своей архитектуре именно так, как мы её и задумывали. В нашем перечне сейчас 13 организаций, включая известные рейтинговые агентства, аудиторские и консалтинговые организации.
А дальше — требования выставляет рынок.
За прошедшие 2,5 года не все верификаторы успели себя проявить. Только у 3 из них — АКРА, НРА и Эксперт РА — есть опыт проведения оценки инструментов финансирования устойчивого развития на соответствие национальной методологии. Это означает, что для других участников нашего перечня, которые пока не провели ни одной верификации, через год может наступить ситуация исключения из национального перечня верификаторов. Таковы нормативные требования.
Утверждение социальной таксономии не вносит никаких изменений в систему верификации: организации, которые имели право оценивать соответствие по зелёным и адаптационным проектам, могут верифицировать и социальные облигации и кредиты. Я надеюсь, что уже в ближайшее время на рынке появятся выпуски социальных облигаций по национальному стандарту.
Что касается иных видов ESG-облигаций, которые предусматриваются стандартами эмиссии ценных бумаг Банка России — а это устойчивые облигации, облигации климатического перехода и привязанные к целям устойчивого развития, то их верификация в настоящее время возможна по международно признаваемым стандартам, к примеру ICMA или CBI.
За прошедшее время на рынке зелёного финансирования в России состоялся только один верифицированный зелёный кредит. При этом, если судить по заявлениям и отчётам банков, неверифицированных зелёных кредитов — на триллион рублей, а большáя часть заёмщиков по ним — непубличные организации.
Если бизнес не видит для себя каких-либо преимуществ от верификации зелёного кредита — то он и не будет тратить деньги на верификацию и обременять себя дополнительной отчётностью о расходовании средств. Напомню, что пока для зелёных кредитов нет мер государственной поддержки, какие введены для проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации.
Думаю, что регуляторное стимулирование Банка России с пониженными риск-весами для зелёных кредитов могло бы перезапустить этот рынок. Работа в этом направлении ведётся.