Екатерина Лобачева: X5 Group как компания крупного бизнеса уже не может существовать вне своей социальной роли
infragreen

Екатерина Лобачева: X5 Group как компания крупного бизнеса уже не может существовать вне своей социальной роли

07 сентября 2024 | ESG Мы в соцсетях Печать

Компания X5 Group хорошо известна на рынке активной ESG-повесткой, частью которой являются благотворительные инициативы и программы. Почти 10 лет назад компания запустила программу «Корзина доброты» — это был первый проект в России среди ритейлеров, в рамках которого была создана инфраструктура для оказания продовольственной помощи по технологии food drive, когда покупателям предоставляется возможность передавать продукты питания волонтёрам прямо в магазинах для нуждающихся людей и бездомных животных. О роли и задачах благотворительности как части ESG-повестки в деятельности крупного бизнеса руководителю платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик рассказывает президент Х5 Group Екатерина Лобачева. Материал опубликован в ежегодном докладе экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024».

— В начале 2024 года X5 Group объявила о создании корпоративного благотворительного фонда «Выручаем». Он стал новым этапом в многолетней благотворительной деятельности организации. Как фонд встроился в повестку устойчивого развития компании и как он помогает решать конкретные социально-экономические задачи?

— Наш новый корпоративный благотворительный фонд «Выручаем» объединил социальные проекты в сфере продовольственного обеспечения, здоровья и безопасности людей, которые X5 Group ведёт с 2015 года. Фонд стал важным инструментом реализации ESG-стратегии компании, помогая наиболее эффективно решать социальные задачи.

От крупного бизнеса уже давно ждут не только инвестиций в экономику страны. Зрелые компании осознают, что от вклада в благополучие общества напрямую зависит их деятельность, и эта зависимость растёт с каждым годом. Крупный бизнес уже не может существовать вне своей социальной роли. Чтобы реализовать её, компания должна сконцентрироваться на направлениях, на которых она может принести обществу наибольшую пользу.

В нашей стратегии устойчивого развития четыре больших блока — планета, здоровье, сотрудники и сообщества. И для нас важно понимать, отвечает ли то, что мы делаем, запросу общества. Регулярные отчёты позволяют оценить динамику в этом направлении не только нам самим, но и всем заинтересованным сторонам.

В отчётах компании содержится информация для разных групп наших стейкхолдеров. Так, например, наши покупатели, вероятно, не знают, на сколько тонн СО2 мы сократили выбросы парниковых газов или на сколько увеличили долю использования возобновляемой энергии, лишь некоторые из них интересуются климатической статистикой.  Но это важная информация для профильных министерств и природоохранных органов, которые координируют «зелёную» повестку.

— Климатическая статистика, по понятным причинам, не самый первостепенный вопрос для потребителей, хотя сам климат и его изменения уже тревожат многих. Потому что речь идёт не только о повышении температуры воздуха, но и о здоровье и безопасности людей. Наводнения и ура-ганы становятся всё разрушительнее. А природные катаклизмы оказывают прямое воздействие на устойчивость сельскохозяйственного производства.

— Все крупные ритейлеры уже учитывают климатические риски при разработке и актуализации ESG-стратегии компании, причём не только напрямую, но и опосредованно — развивая ответственную цепочку поставок, сокращая количество пищевых отходов и снижая выбросы СО2 в атмосферу.

В ассортименте торговых сетей появляется всё больше альтернативных товаров: уже привычного растительного мяса, тофу, раз личных видов молока и продуктов с обогащённым составом. Так, например, «Перекрёсток» не так давно выпустил несколько новых видов хлеба, рецептура которых разработана совместно с ГОСНИИ хлеба и Российской диабетической ассоциацией.

Однако ключевой задачей остаётся сохранение разнообразия продуктов на полке в магазинах.

От нас как от крупнейшего продовольственного ритейлера страны потребители, особенно из соци-ально незащищённых групп, ждут в первую очередь продовольственной помощи. И мы уже почти 10 лет оказываем её в рамках благотворительного проекта «Корзина доброты», а также с помощью фудшеринга и социальных сертификатов. У нас есть внутренняя установка, ради которой мы работаем: «Где Х5 — там нет голодных». На это направлена и основная деятельность компании — предлагать доступные продукты на любой кошелёк и вкус. На этом же основан и главный фокус благотворительной повестки: если кто-то оказался в трудной жизненной ситуации — мы поможем продуктами.

А ещё мы всегда готовы помочь знаниями и экспертизой. Государство, партнёры и покупатели могут и дальше рассчитывать на нашу экспертизу в области питания. И наша главная функция здесь — образовательная. Люди должны знать, что такое здоровое питание, как сделать рацион сбалансированным, как планировать покупки, чтобы потом ничего не выбрасывать. Понятно, что отучить людей есть на ночь торты ни одному ритейлеру не под силу, но мы можем начать с азов — рассказывать сегодняшним школьникам про здоровое сбалансированное питание, работать с авторитетными организациями, которые проводят исследования, подкреплять всё это предложениями на наших полках и целевой навигацией в магазинах.

Покупателям важно понимать, что конкретно компания делает в тех областях, которые касаются их здоровья и благополучия непосредственно. Например, сегодня мы активно развиваем инклюзивные проекты. Считаем, что у каждого покупателя должны быть доступ в наши магазины и возможность устроиться к нам на работу, а мы обязаны гарантировать равный доступ и возможности для всех. Также мы разработали гайд для бизнеса — как сделать его действительно инклюзивным, в том числе с точки зрения доступности услуг и трудоустройства.

— Благотворительность не является новой темой для России. А поддержка тех, кто нуждается в еде, всегда была в нашей стране социально одобряемым действием. К сожалению, проблема нехватки еды в некоторых семьях не ушла в историю, и многим людям нужна в этом вопросе помощь.

— Мы это хорошо понимаем и поддерживаем различные благотворительные инициативы с момента создания компании в 2006 году. В 2015 году начали внедрять в свою деятельность первые стратегические социальные проекты. Например, при поддержке наших партнёров из банка еды «Русь» стартовала «Корзина доброты» — мы передаём продуктовые наборы людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, многодетным семьям, пенсионерам.

А в 2022 году мы запустили фудшеринг — передачу товаров с истекающим сроком годности на благотворительность. Сейчас фудшеринг требует большого количества ресурсов и инвестиций — из-за текущего законодательства продукты дешевле уничтожить, чем отдать, но мы не сдаёмся и будем развивать это направление.  В том числе поэтому мы и создали новый корпоративный благотворительный фонд «Выручаем».

Продовольственная помощь — это не единственная программа фонда, хотя и одна из ключевых. Мы неоднократно обсуждали идею создания собственной корпоративной структуры, объединяющей социальные и благотворительные проекты. Мы долго сомневались, стоит ли создавать именно фонд — это определённые риски и обязательства — но в итоге плюсы перевесили. Возможность помогать ещё больше и эффективнее, стать трендсеттером для отрасли, объединить неравнодушных людей — всё это довольно амбициозные вызовы, а значит, мы должны действовать активно. Даже название фонда — «Выручаем» — про действие, вовлечение, заботу, объединение. А масштаб, инфраструктура и технологии Х5 позволят работать на самом высоком уровне.

— Продовольственная помощь — не единственная программа фонда «Выручаем». А что ещё объединено в этом новом корпоративном институте и насколько он интегрирован в привычные форматы ESG?

— Изначально все наши благотворительные проекты были сфокусированы в трёх больших сферах: продовольственная помощь, здоровье людей и их безопасность.

Основное направление фонда — помощь продуктами и товарами первой необходимости. За последние три года благодаря «Корзине доброты» и фудшерингу помощь получил почти миллион человек по всей России — а это почти 2 тыс. т продуктов.

Второй блок — здоровье и всё, что с этим связано: от уроков ЗОЖ в школах до развития инновационных методов лечения совместно с партнерскими фондами, среди которых «Линия жизни» и «Со-единение».

И третья программа — работа с местными сообществами на базе наших магазинов, а их почти 25 тысяч по России. Они становятся и пространством для взаимодействия с соседями и жителями района — реальными социальными хабами. На их базе мы организуем «Островки здоровья» и помогаем потерявшимся людям — этот проект мы реализуем в партнёрстве с «Лиза Алерт».

В сентябре мы выпустим импакт-отчёт, в котором расскажем, как деятельность компании по устойчивому развитию влияет на конечного потребителя. Например, фудшеринг, реализуемый фондом, имеет не только социальный эффект, но и позволяет сократить количество пищевых отходов, а значит, снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Если работу фонда «Выручаем» перевести на язык факторов ESG, то его работа практически полностью закрывает блок «S», позволяя Х5 ещё более эффективно претворять в жизнь социальные и благотворительные проекты с пользой для общества.

Свернуть

04 октября 2024 | Новости
Почему зима в сфере ESG-трансформации в России может быть очень долгой
07 сентября 2024 | Экспертиза
Заира Махачева: Экологическое машиностроение в России: отечественному производителю нужен шанс
07 сентября 2024 | Экспертиза
Василий Высоков: «Центр-инвест» — банк с глобальным мышлением и ответственностью за развитие родного региона
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.