Группа ФИНГО является крупнейшим российским поставщиком инновационных технологий в сфере очистки воздуха. На предприятиях группы производится газоочистное оборудование для ключевых отраслей российской экономики. О том, как развивается отечественное экологическое машиностроение в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух», рассказывает Заира Махачева, генеральный директор «ТЛП Менеджмент» (управляет группой ФИНГО). Материал опубликован в ежегодном докладе экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024».
— Одно из предприятий группы ФИНГО первым в стране запустило производство газоочистных фильтров. Расскажите, пожалуйста, когда это произошло.
— В апреле этого года мы отметили 80-летие Семибратовского завода газоочистного оборудования (СЗГО), который является старейшим и крупнейшим производителем газоочистных фильтров в стране. Уже тогда, в годы войны, советское руководство понимало необходимость создания единой технологической цепочки, куда войдёт газоочистка.
Сейчас СЗГО производит высокотехнологичные газоочистные фильтры для ключевых отраслей российской экономики, основными потребителями его продукции являются предприятия добывающей промышленности, в том числе угольной энергетики, черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажного и цементного производства.
Мы продолжаем поставлять газоочистные фильтры в города — участники федерального проекта «Чистый воздух» — Братск, Красноярск, Ачинск, Челябинск, Иркутск, Искитим.
— Планируете ли Вы открывать филиалы в регионах Сибири, где размещено большинство производств добывающих компаний?
Три года назад мы открыли производственную площадку ФИНГО-Сибирь в Кузбассе, подписав соглашение с руководством региона об открытии производства газоочистных фильтров на базе обанкроченного завода КВОИТ. Сейчас там проходит модернизация, закупается новое оборудование. Одновременно на ФИНГО-Сибирь стартовало производство деталей корпусов газоочистных фильтров. Первыми заказчиками стали предприятия российской энергетической отрасли.
Согласно данным Росприроднадзора за 2023 год (форма №2-ТП (воздух), Кузбасс входит в пятёрку лидеров по объёмам временно согласованных выбросов, поэтому с выбором места мы не ошиблись. В рамках рабочего визита на ФИНГО-Сибирь ВРИО губернатора Кемеровской области Илья Середюк отметил, что наша продукция актуальна для региона. Важно, чтобы предприятия Кузбасса «обратили внимание на местного производителя и начали активно с ним сотрудничать. Мы поможем наладить это взаимодействие», написал в телеграм-канале Илья Середюк.
— Что для компании является главным достижением?
Группу ФИНГО можно смело назвать глобальной — наше оборудование установлено в 56 странах мира и 400 российских городах, 28 из которых являются участниками федерального проекта «Чистый воздух». Наши газоочистные фильтры позволяют достичь степени очистки воздуха на 99,99%. За 80 лет предприятие выпустило более 1 млн 300 тыс. тонн продукции — более 3 тыс. газоочистных установок. Мы активно развиваем НИОКР, нами получено 79 патентов в сфере промышленной газоочистки, 11 из них — в течение последних трёх лет.
— Как группа ФИНГО помогает российским промышленникам решать проблемы экологии, реализуя задачи федерального проекта «Чистый воздух»?
— У себя в компании мы условно выделяем четыре группы промышленных предприятий:
Группа №1. Это предприятия, где с 60-70-х годов установлено оборудование советского образца. Чаще всего при очередном капитальном ремонте они предпочтут сохранять надёжные, отработанные десятилетиями решения, заменяя частями вышедшие из строя компоненты.
Таким предприятиям мы предлагаем поставку запасных частей, частичную модернизацию, тем самым продлевая срок жизни текущих газоочистных установок и поддерживая фильтрующие показатели на должном уровне.
Группа №2. Предприятия, где установлено иностранное газоочистное оборудование, преимущественно европейских поставщиков, которые полностью покинули рынок РФ.
Сейчас российские заказчики столкнулись с серьёзной проблемой, поскольку иностранные решения полностью утратили свои преимущества в части сервиса, добавив проблем с обслуживанием и заказом запчастей.
Группа №3. Предприятия, установившие оборудование российских производителей современного образца. Обычно они не испытывают трудностей с необходимой заменой компонентов, однако сроки эксплуатации и ресурс износа у некоторых отечественных поставщиков значительно уступают советским решениям. Причина в том, что, в соответствии с негативным опытом западных производителей, в некоторых проектах заложено запланированное устаревание.
Второй и третьей группе предприятий мы предлагаем поставку запасных частей, комплексное сервисное обслуживание и модернизацию действующего оборудования.
Группа №4. Предприятия, которые осуществляют новое строительство газоочистных установок (ГОУ) и комплексную модернизацию — их более 75%.
В этом случае мы предлагаем полный комплекс работ — от выбора технологии газоочистки, подбора оборудования до производства и сопровождения монтажа ГОУ на объекте заказчика.
Здесь вопросы государственной поддержки выходят на первый план, ведь размеры капиталовложений в экологическую модернизацию могут варьироваться от нескольких десятков до сотен миллионов рублей. Привлечение финансирования в подобные проекты в условиях действующей ключевой ставки становится обременительным для наших клиентов. Именно поэтому сегодня многие решения по внедрению передовых газоочистных технологий откладываются на неопределённый срок.
Наряду с компенсацией банковских процентных ставок по кредитам на приобретение газоочистного оборудования, дополнительной мерой стимулирования для наших заказчиков может стать повышение их позиций в рейтингах устойчивого развития и, как следствие, получение «зелёного финансирования» для реализации будущих проектов.
При этом важно поддерживать предприятия, которые находятся в городах, не охваченных федеральным проектом «Чистый воздух», но готовых проводить модернизацию газоочистных установок.
— Какие меры господдержки необходимы российским производителям газоочистного оборудования?
Федеральный проект «Чистый воздух» дал нашей отрасли второе дыхание. Государство проделало колоссальную работу в сфере охраны окружающей среды, благодаря которой у предприятий формируется экологическая ответственность. Поэтому сейчас мы ждём, что и в вопросах экологического машиностроения будут расставлены приоритеты — российские производители должны стоять у заказчиков на первом месте, это важно для обеспечения отечественного технологического суверенитета.
Необходимо государственное стимулирование НИОКР, поскольку в машиностроении важно проводить исследования и разрабатывать новые продукты, что требует значительного финансирования. Сегодня мы развиваем это направление исключительно за счёт собственных средств.
Когда-то СЗГО был единственным поставщиком газоочистных фильтров по всей стране. В 50-е годы здесь было создано отдельное направление по разработке головных образцов опытно-промышленных установок, открыт филиал НИИ по очистке газов.
Сейчас ситуация иная — мы пытаемся реанимировать отечественное экологическое машиностроение в условиях, когда заказчику выгоднее купить более дешёвое оборудование из-за рубежа. В Китае, чьих производителей мы считаем своими главными конкурентами, согласно последнему пятилетнему плану (2021–2025), государственная поддержка исследований и инноваций занимает первое место в списке приоритетных направлений. В течение 20 лет доля китайского ВВП на исследования и разработки выросла в 2,5 раза[1].
Мы, отечественные производители газоочистных фильтров, развиваем НИОКР на свои собственные средства, что значительно увеличивает стоимость нашего оборудования и, как следствие, уменьшает его конкурентоспособность по сравнению с китайскими аналогами, даже несмотря на превосходные технические характеристики и почти 100% очистку воздуха. В результате иностранные поставщики имеют возможность снижать цены на тендерах, а мы зачастую вынуждены соглашаться и проигрывать.
Что касается наших российских конкурентов, то сегодня многие компании предлагают один и тот же продукт, не имея возможности и желания его развивать. Этот подход принципиально противоречит нашим ценностям, заложенным ещё с советских времён, когда над каждым газоочистным фильтром работала команда конструкторов, адаптируя его к конкретному производственному объекту.
Мы, группа ФИНГО, строго придерживаемся данной практики и в наши дни.
Решение проблемы мы видим в том, чтобы в условиях государственного стимулирования совместно с нашими заказчиками развивать опытно-промышленную эксплуатацию головных образцов, параллельно внедряя институт страхования ответственности по договору поставки оборудования, созданного с использованием новых технологий, заключая целевые контракты на НИОКР, активно принимая участие в разработке новых мер поддержки и создания механизма сбора данных по необходимым для России технологиям.
[1] Институт статистических исследований и экономики знаний в статье «Приоритет науки: почему Китай стал одним из мировых R&D-лидеров», авторы: сотрудники Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев, Инга Иванова.