В недавно опубликованном докладе "Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024" на основе консенсусного анализа ЯНАО вошел в ТОП-5 регионов-лидеров устойчивого развития по версии ИНФРАГРИН. Также в этом году ЯНАО получил ESG-рейтинг АА в Национальном рейтинговом агентстве. Устойчивое развитие страны складывается из ответственного отношения к окружающей среде и обществу не только бизнеса, но прежде всего руководства регионов и городов, что обеспечивает надежную систему социально-экологического развития и формирует правильное отношение к окружающей среде и людям каждого отдельного жителя территорий. Об опыте получения региональных оценок, а также о том, почему методики оценки устойчивости регионов должны учитывать особенности Арктиктического региона, на плафторме ИНФРАГРИН рассуждает руководитель проектов устойчивого развития ЯНАО Марина Агаджанянц.
Счетная палата делала подход к анализу стремления регионов к достижению Целей Устойчивого Развития ООН. Основной вывод: реализацию ЦУР в регионах можно отследить только через взаимосвязь целей и показателей региональных стратегий, программ и проектов.
Корректная оценка крайне важна, так как реализация стратегий устойчивого развития требует серьезных инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников, и необходимо очень четко расставить приоритеты и оценить эффективность таких вложений.
Для российского Арктического региона компании ТЭК — это основа экономики. Сегодня компании региона рассматривают повестку устойчивого развития как важный элемент сохранения конкурентоспособности и необходимое условие своей деятельности. И именно поэтому мы задались вопросом, как мы со стороны региональной власти можем сократить ESG-риски и помочь бизнесу в реализации их стратегий устойчивого развития.
Для решения этой задачи нам важно было понять, кто и как оценивает наш общий прогресс и потенциал социально-экологического развития. Ведь так много делается региональным правительством и бизнесом для благополучия региона и наших жителей, а общей адекватной оценки через призму устойчивого развития у нашего региона до недавнего времени не было.
Важным этапом любой оценки по критериям устойчивого развития является диагностика текущего статуса и потенциала территории, понимание рисков и возможностей, что позволит превентивно реализовывать необходимые меры и грамотно расставить приоритеты. Для нас при проведении такой оценки было важно независимое экспертное мнение, для чего мы и обратились осенью прошлого года к команде экспертов ESG Consulting, которые обладали опытом ESG-диагностик и разработки ESG-стратегий, а также опытом развития социальных проектов в регионах, что для нас было очень важно. Эксперты провели для нас глубокий факторный анализ, оценили наши сильные стороны и области для развития, на базе которых мы сформировали наш план развития и уникальные арктические проекты.
Сегодня на Ямале мы запускаем новые проекты в сфере устойчивого развития, подходим к собственным оценкам устойчивости, выявляем лучшие практики, изучаем, по каким критериям будем сами оценивать наши муниципальные образования. Например, планируем создание ESG-поселка как образца передовых практик устойчивого развития региона по социальным аспектам, по вопросам экологии и управления. Большинство населенных пунктов Арктики – это малые города и поселения численностью до 50 тысяч человек. В связи с этим, особую роль приобретает политика, реализуемая в этих территориях. Создание самого комфортного, модельного поселка в Арктике для последующего масштабирования – амбициозная задача, которую мы планируем решать.
Так как на данный момент не существует модельной методологии оценки аспектов устойчивого развития и не существует обязательных государственных требований, мы увидели несколько принципиальных проблем такой оценки:
1. Методики разных рейтинговых агентств и экспертных организаций сильно отличаются и часто непрозрачны;
2. «Отсутствует общественный консенсус, на какие проблемы или задачи рейтингуемые лица должны обращать внимание в первую очередь» (Банк России);
3. Региональные стратегии социально-экономического развития сформированы исходя из особенностей регионов и имеют свою специфику, которая при оценке трех центральных факторов устойчивости не учитывается.
В ходе работы над экологическими, социальными и управленческими аспектами и формированием плана устойчивого развития мы обратили внимание на наши особенности, присущие также и другим Арктическим регионам, однако не учтенные в полной мере в существующих методиках рейтинговых агентств и других экспертных организациях, проводящих оценку устойчивости регионов. На наш взгляд, очень важно обратить на это внимание экспертного сообщества.
Низкоуглеродные источники энергии
Климатическая повестка не может быть универсальной для стран и даже для регионов, особенно когда речь идет о нашей огромной стране. ЯНАО – газовый регион (около 80% добычи страны сосредоточено у нас, крупнейшие СПГ проекты, самый большой грузооборот по СМП). Экономическая эффективность в проектах ВИЭ на текущем уровне технологического развития для нашего региона под вопросом. В то время как газ — это переходное топливо, его роль в энергопереходе невозможно переоценить. Оценки доли возобновляемой энергетики при этом не учитывают долю газовой генерации, не всегда учитывают автотранспорт на газу. Ямал лидирует среди регионов страны по догазификации, в числе лидеров по газификации общественного транспорта. Это экологичные и экономически эффективные решения, а ведь устойчивая экономика – это основа устойчивого развития.
Валовые выбросы загрязняющих веществ
Загрязняющие вещества, преобладающие в структуре валовых выбросов от стационарных источников, образуются преимущественно в результате сгорания или испарения углеводородного сырья и топлива, что характерно для растущих промышленных регионов. Увеличение или снижение темпов освоения месторождений углеводородного сырья влечет за собой соответственно увеличение или уменьшение объемов валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Динамика демонстрирует скорее экономический рост или падение, а значит удельные выбросы являются наиболее объективным показателем оценки.
Мы в своих оценках используем качество воздуха в городах как показатель, влияющий на качество жизни и здоровья населения. Значительных изменений среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов не происходит. Качество жизни северян – один из приоритетов Ямала, заданных Губернатором Ямала Д. Артюховым.
Низкая доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ
Традиционными загрязнителями воздуха являются химическая промышленность, энергетика, металлургия, машиностроение и др. На Ямале же преобладает нефтегазовый сектор с большой концентрацией газотранспортной сети. В этой отрасли в воздух выбрасываются в основном газы, имеет место большое количество технологических выбросов. Тогда как металлургия и машиностроение загрязняют атмосферу и газами, и тяжелыми металлами, которые обязательно надо улавливать. Согласно официальной статистике улавливания по всей стране при добыче нефти и газа – меньше 1%. Отсутствуют экономически эффективные технологии, для улавливания выбросов от добычи на мировой арене повсеместно обсуждается возможность внедрения CCUS (Улавливание, использование и хранение углерода). Технология CCUS уже реализована в некоторых масштабных проектах в разных странах, однако ее применение пока не является повсеместным. Таким образом, уровень улавливания в регионе напрямую зависит от присутствующего типа бизнеса и региональное правительство не может оказывать влияние на данный показатель.
Площадь нарушенных/рекультивированных земель
В связи с активной разработкой месторождений весь распределенный фонд недр региона – нарушенные земли. Рекультивация земель проводится недропользователем до окончания срока пользования участком. Максимальный срок предоставления в аренду земельного участка составляет 49 лет. С учетом перечня сданных в аренду участков соотношение нарушенных и рекультивированных земель представляется нерелевантным. Важно отметить, что данный показатель также не поддается влиянию со стороны региональных властей и не отражает в полной мере политики региона по ответственному землепользованию.
Охват образовательными программами высшего образования
В трех регионах АЗРФ отсутствуют собственные вузы (ЯНАО, Чукотский автономный округ и Ненецкий автономный округ). Студенты ЯНАО в основном обучаются в иных городах (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург). При этом в соответствии с приоритетами государственной политики упор в регионе сделан на специальное профессиональное образование. Для нас, как для промышленного региона, в первую очередь требуется большое количество квалифицированных рабочих и на эту потребность мы ориентируемся. Выпускники ямальских колледжей и техникумов получают актуальные специальности и быстро находят себя в экономике региона. Также нам требуются высококвалифицированные кадры для нефтегазовой отрасли, подготовка которых ведется в лучших вузах страны. Создание вуза с необходимой научной базой при малой плотности населения и высоких требованиях к квалификации в условиях Арктики задача нерациональная. Оценивая реальную ситуацию по развитию образования, на наш взгляд, необходимо учитывать количество студентов СПО в регионе для объективной оценки уровня развития ESG.
Низкие показатели МСП
В регионе действует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, но их доля в ВРП региона остается невысокой. У нас появляются новые, очень интересные проекты, регион в этом смысле с каждым днем становится более комфортным для жизни. Но мы же понимаем, что сравнивать МСП и нефтегазовые доходы нерелевантно.
Высокая степень износа основных фондов
Показатель износа основных фондов, который определяется как соотношение накопленного амортизационного износа к первоначальной стоимости активов, не всегда отражает реальное состояние основных средств, так как амортизация в первую очередь является показателем налогового и бухгалтерского учета. Для имущества, расположенного на территории Крайнего Севера, возможна ускоренная амортизация, так как это агрессивная природная среда. Согласно Налоговому кодексу, организации могут применять коэффициент 2 при расчете амортизации, что дает им возможность увеличивать сумму своих затрат. Значительный амортизационный износ при этом не говорит о физическом состоянии активов. Использование данного показателя приводит к серьезным искажениям при сравнении регионов.
Удельные расходы (относительно доходов), привлечение вышестоящих бюджетов
При расчете в процентном соотношении веса отдельных программ относительно ВРП или отгруженных товаров собственного производства, эта доля для ЯНАО всегда будет невелика в связи со значительным объемом показателя в знаменателе. Большинство оценок не учитывает, однако, что бюджет в регионе практически полностью социальный.
С учетом высокой бюджетной обеспеченности региона, на наш взгляд, также неактуально измерять долю привлечения вышестоящих бюджетов. Более того, максимум такой доли ограничен законодательно. Из примеров, ЯНАО – один из немногих регионов, который строит дороги за собственные средства. Другой пример – Пуровский мост, возведенный по инициативе губернатора Д. Артюхова без использования бюджетных денег.
Резюмируя вышесказанное, я призываю коллег-экспертов в области устойчивого развития видеть за показателями суть деятельности и учитывать региональную специфику. На мой взгляд, для решения вышеуказанных проблем в оценке важно вводить поправочные арктические коэффициенты.