Андрей Лисицын: мы должны модернизировать БАМ и Транссиб без вреда окружающей среде
infragreen

Андрей Лисицын: мы должны модернизировать БАМ и Транссиб без вреда окружающей среде

16 ноября 2024 | Инфраструктура Мы в соцсетях Печать

Компании «Российские железные дороги» в прошлом году исполнилось 20 лет и сегодня ОАО «РЖД» – крупнейший мировой железнодорожный перевозчик, занимающий по оценкам Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог: 1 место по грузообороту, энергоэффективности, 2 место по эксплуатационной длине железнодорожных путей и 3 место по объему пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний мира. Лучшие практики компании по экосистемному подходу при модернизации БАМа и Транссиба были в фокусе внимания одной из сессий программы российского павильона 29-й климатической конференции ООН в Баку. Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД», рассказывает об устойчивой деятельности компании и подходах ОАО «РЖД» к сохранению окружающей среды на основе комплексного подхода. 

Комплексный подход: три элемента прочной конструкции

Доля ОАО «РЖД» в общих показателях объема выбросов CO2 составляет 0,002%. Экологичность железнодорожных перевозок достигается в большей степени за счет перевозки грузов на электрической тяге, её доля составляет более 85% от всех перевозок. Компания является одним из крупнейших работодателей страны и осуществляет транспортное обслуживание в 77 субъектах Российской Федерации.

Учитывая актуальность экологической повестки, мы выстраиваем свою деятельность как экологоориентированная компания, исходя из принципа целостности политики и конкретных мер, направленных на сохранение окружающей среды в зоне нашего влияния.

Великие российские ученые, основоположники экологического учения: академик Владимир Иванович Вернадский и профессор Николай Федорович Реймерс, сформулировали понятие экосистемы как совокупность совместно обитающих элементов, общей среды обитания, а также условий их существования и взаимосвязи друг с другом. Это базовое определение в полной мере применимо и к железнодорожному транспорту.

Понимая значимость вопросов экологии, мы реализуем комплексный подход при реализации инфраструктурных проектов. Примером этому является модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Начиная с 2020 года на 144 объектах этих магистралей, расположенных в трех субъектах Российской Федерации, осуществляется реконструкция и новое строительство. На сегодня строительные работы завершены на 75 объектах ОАО «РЖД».

В чем же заключается комплексный подход? Он состоит из трех элементов конструкции: обязательное выполнение всех нормативных требований, добровольные обязательства компании в координации с региональными органами власти и активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами при проведении работ и дальнейшей эксплуатации объектов.

Обязательность исполнения нормативных требований

При строительстве и реконструкции объектов мы реализуем все мероприятия, учтенные в проектной документации, в том числе в разделах оценки воздействия на окружающую среду. Отмечу, что все строительные работы проводятся только после получения положительных государственных экспертиз проектной документации, включая экологическую.

Проектирование и строительство объектов железнодорожной инфраструктуры осуществляется с учетом естественного ландшафта природной среды с проведением, компенсационных мероприятий, направленных на восполнение Байкальской природной территории.

В рамках компенсационных мероприятий за истекший период выполняются следующие мероприятия:

  • установка шумозащитных экранов – 11 262 метра (из них в 2024 году установлено 1500 метров);
  • осуществляется выпуск молоди рыб в дельту реки Селенга, оз. Байкал и Иркутское водохранилище в количестве более 1 миллиона 256 тыс. шт (из них в 2024 году выпустили 129 тыс. шт);
  • проведены работы по компенсационному лесовосстановлению на общей площади 86,25 Га (из них в 2024г – провели лесовостиановление на   41,7 га);
  • установлено более 15 тыс. единиц птицезащитных устройств;
  • устанавливаются локальные очистные сооружения для очистки ливневых и поверхностных вод.
  • проводятся и другие мероприятия.

За ходом работ осуществляется контроль общественных организаций, научных сообществ, в том числе Сибирским отделением Российской академии наук, надзорных органов и профильных структур.

Добровольные обязательства нельзя нарушать

ОАО «РЖД» совместно с Правительствами Иркутской области, Республики Бурятия и Минприроды России при строительстве и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры реализует планы дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В рамках соглашения с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и двух меморандумов с Иркутской областью и Республикой Бурятии ОАО «РЖД» реализованы планы дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории при модернизации объектов БАМа и Транссиба. Речь идет о создании системы экологического мониторинга и контроля, реализации технических мероприятий по охране водных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, улучшению обращения с отходами.

В компании создана и функционирует система экологического мониторинга, в том числе на объектах строительства и реконструкции на Байкальской природной территории, которая осуществляется в границах Байкальской природной территории посредством трех стационарных экологических лабораторий, двух передвижных и двух стационарных постов.  Данные мониторинга в автоматическом режиме также передаются в Главный центр управления Российскими железными дорогами. Всего в текущем году выполнено более 6 тысяч исследований окружающей среды, а и за период функционирования системы превышений установленных нормативов не выявлено.

Также организовано проведение визуального контроля за соблюдением природоохранного законодательства на объектах строительства и реконструкции с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Волонтеры – это настоящие послы доброй воли

На системной основе проводятся экологические акции с участием волонтеров, общественных деятелей культуры, органов власти, детей.

В рамках ежегодной акции «Чистые Берега Байкала», уже ставшей визитной карточкой Российских железных дорог, в 2024 году за 4 дня акции, которая прошла в г. Северобайкальске с 15 по 18 июня, 100 волонтеров, собрали и вывезли на полигон более 200 кубических метров твердых коммунальных отходов, 65 кубических метров сухостоя который превратили  с помощью техники в опилки, благоустроили городской пляж в городе Северобайкальск, а также проложили Байкальскую тропу, чтобы могли туристы добраться до смотровой площадки.

Дополнительно для информирования населения на железнодорожных вокзалах Иркутск-Пассажирский, Слюдянка, Мысовая, Улан-Удэ, Падунские пороги, Северобайкальск, Таксимо, Танхой и Тайшет размещены выставочные экспозиции из шести информационных блоков о реализуемых в рамках инвестиционных проектов природоохранных мероприятий. Информация на плакатах обновляется ежеквартально.

Все три элемента корпоративного подхода, в том числе при модернизации БАМа и Транссиба, у нас работают вместе, поскольку свою производственную деятельность мы выстраиваем на принципе «Не навредить природе!».

24 ноября 2024 | Новости
Национальная премия «Лидеры ответственного бизнеса»: критерии оценки и рекомендации
19 ноября 2024 | INFRAGREEN_LAB
Как защитить урожай от климатических изменений: ученые говорят, что секрет в грязи
13 ноября 2024 | Новости
От Транссиба до умных дронов: на СОР29 компании представили климатические решения
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.