Компании «Российские железные дороги» в прошлом году исполнилось 20 лет и сегодня ОАО «РЖД» – крупнейший мировой железнодорожный перевозчик, занимающий по оценкам Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог: 1 место по грузообороту, энергоэффективности, 2 место по эксплуатационной длине железнодорожных путей и 3 место по объему пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний мира. Лучшие практики компании по экосистемному подходу при модернизации БАМа и Транссиба были в фокусе внимания одной из сессий программы российского павильона 29-й климатической конференции ООН в Баку. Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД», рассказывает об устойчивой деятельности компании и подходах ОАО «РЖД» к сохранению окружающей среды на основе комплексного подхода.
Комплексный подход: три элемента прочной конструкции
Доля ОАО «РЖД» в общих показателях объема выбросов CO2 составляет 0,002%. Экологичность железнодорожных перевозок достигается в большей степени за счет перевозки грузов на электрической тяге, её доля составляет более 85% от всех перевозок. Компания является одним из крупнейших работодателей страны и осуществляет транспортное обслуживание в 77 субъектах Российской Федерации.
Учитывая актуальность экологической повестки, мы выстраиваем свою деятельность как экологоориентированная компания, исходя из принципа целостности политики и конкретных мер, направленных на сохранение окружающей среды в зоне нашего влияния.
Великие российские ученые, основоположники экологического учения: академик Владимир Иванович Вернадский и профессор Николай Федорович Реймерс, сформулировали понятие экосистемы как совокупность совместно обитающих элементов, общей среды обитания, а также условий их существования и взаимосвязи друг с другом. Это базовое определение в полной мере применимо и к железнодорожному транспорту.
Понимая значимость вопросов экологии, мы реализуем комплексный подход при реализации инфраструктурных проектов. Примером этому является модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Начиная с 2020 года на 144 объектах этих магистралей, расположенных в трех субъектах Российской Федерации, осуществляется реконструкция и новое строительство. На сегодня строительные работы завершены на 75 объектах ОАО «РЖД».
В чем же заключается комплексный подход? Он состоит из трех элементов конструкции: обязательное выполнение всех нормативных требований, добровольные обязательства компании в координации с региональными органами власти и активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами при проведении работ и дальнейшей эксплуатации объектов.
Обязательность исполнения нормативных требований
При строительстве и реконструкции объектов мы реализуем все мероприятия, учтенные в проектной документации, в том числе в разделах оценки воздействия на окружающую среду. Отмечу, что все строительные работы проводятся только после получения положительных государственных экспертиз проектной документации, включая экологическую.
Проектирование и строительство объектов железнодорожной инфраструктуры осуществляется с учетом естественного ландшафта природной среды с проведением, компенсационных мероприятий, направленных на восполнение Байкальской природной территории.
В рамках компенсационных мероприятий за истекший период выполняются следующие мероприятия:
- установка шумозащитных экранов – 11 262 метра (из них в 2024 году установлено 1500 метров);
- осуществляется выпуск молоди рыб в дельту реки Селенга, оз. Байкал и Иркутское водохранилище в количестве более 1 миллиона 256 тыс. шт (из них в 2024 году выпустили 129 тыс. шт);
- проведены работы по компенсационному лесовосстановлению на общей площади 86,25 Га (из них в 2024г – провели лесовостиановление на 41,7 га);
- установлено более 15 тыс. единиц птицезащитных устройств;
- устанавливаются локальные очистные сооружения для очистки ливневых и поверхностных вод.
- проводятся и другие мероприятия.
За ходом работ осуществляется контроль общественных организаций, научных сообществ, в том числе Сибирским отделением Российской академии наук, надзорных органов и профильных структур.
Добровольные обязательства нельзя нарушать
ОАО «РЖД» совместно с Правительствами Иркутской области, Республики Бурятия и Минприроды России при строительстве и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры реализует планы дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках соглашения с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и двух меморандумов с Иркутской областью и Республикой Бурятии ОАО «РЖД» реализованы планы дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории при модернизации объектов БАМа и Транссиба. Речь идет о создании системы экологического мониторинга и контроля, реализации технических мероприятий по охране водных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, улучшению обращения с отходами.
В компании создана и функционирует система экологического мониторинга, в том числе на объектах строительства и реконструкции на Байкальской природной территории, которая осуществляется в границах Байкальской природной территории посредством трех стационарных экологических лабораторий, двух передвижных и двух стационарных постов. Данные мониторинга в автоматическом режиме также передаются в Главный центр управления Российскими железными дорогами. Всего в текущем году выполнено более 6 тысяч исследований окружающей среды, а и за период функционирования системы превышений установленных нормативов не выявлено.
Также организовано проведение визуального контроля за соблюдением природоохранного законодательства на объектах строительства и реконструкции с помощью беспилотных летательных аппаратов.
Волонтеры – это настоящие послы доброй воли
На системной основе проводятся экологические акции с участием волонтеров, общественных деятелей культуры, органов власти, детей.
В рамках ежегодной акции «Чистые Берега Байкала», уже ставшей визитной карточкой Российских железных дорог, в 2024 году за 4 дня акции, которая прошла в г. Северобайкальске с 15 по 18 июня, 100 волонтеров, собрали и вывезли на полигон более 200 кубических метров твердых коммунальных отходов, 65 кубических метров сухостоя который превратили с помощью техники в опилки, благоустроили городской пляж в городе Северобайкальск, а также проложили Байкальскую тропу, чтобы могли туристы добраться до смотровой площадки.
Дополнительно для информирования населения на железнодорожных вокзалах Иркутск-Пассажирский, Слюдянка, Мысовая, Улан-Удэ, Падунские пороги, Северобайкальск, Таксимо, Танхой и Тайшет размещены выставочные экспозиции из шести информационных блоков о реализуемых в рамках инвестиционных проектов природоохранных мероприятий. Информация на плакатах обновляется ежеквартально.
Все три элемента корпоративного подхода, в том числе при модернизации БАМа и Транссиба, у нас работают вместе, поскольку свою производственную деятельность мы выстраиваем на принципе «Не навредить природе!».