На заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан состоялось обсуждение наиболее актуальных норм проекта нового Экологического кодекса, который находится в работе депутатов Палаты. Реализация 7 основных направлений нового Экологического кодекса, включающие принцип «загрязнитель платит и исправляет» и ужесточение мер при нарушении экологического законодательства, позволит улучшить состояние атмосферного воздуха и увеличить объемы переработки отходов. Кодекса также предусматривается создание основ рынка зеленых финансов в стране.
Участники отметили, что руководство страны поручило проработать комплекс мер для улучшения экологической обстановки в Казахстане, одной из которых выступает актуализация экологического законодательства.
Участники обсудили норму о переходе на комплексные экологические разрешения для объектов I категории с условием внедрения НДТ. По мнению разработчиков, модернизация технологических процессов позволит снизить эмиссии в окружающую среду. В качестве стимулирующих для предприятий мер предлагается освободить предприятия от экологических платежей в случае внедрения НДТ, в обратном же случае – постепенно повышать платы за эмиссии. Предприятия, которые по объективным причинам не смогут за 10 лет, отведенные для внедрения НДТ, достичь установленных нормативов по отдельным показателям, должны оплатить штрафные санкции в виде невыплаченных экологических платежей за все годы с повышающими коэффициентами и пенёй. Участники отметили, что, в таких случаях важно не «загнать» эти предприятия в тупик, когда они начнут платить огромные деньги в виде штрафов за эти 10 лет.
Социальный аспект стал главным и при обсуждении нормы, согласно которой вводится запрет на производство и эксплуатацию в стране транспортных средств, не соответствующих требованиям Технического регламента ЕврАзЭс. Обеспокоенность Мажилиса вызывает тот факт, что от этого могут пострадать сельские жители, многие из которых до сих пор пользуются старой сельхозтехникой. Согласно статистике, в стране 82% тракторов и 65% комбайнов со сроком эксплуатации свыше 15 лет. И только 30% всего парка сельхозтехники соответствует современным требованиям.
Депутаты подняли вопрос и относительно экологического страхования. Предусматривается, что это будет обязательным только для объектов I категории. Вместе с тем, в стране свыше 2 тыс. объектов II категории и более 3 тыс. объектов III категории, которые попадают под категорию экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности. По мнению Председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, эти объекты тоже следует охватить экологическим страхованием.
Проектом нового Экологического кодекса также предусматривается, что местные исполнительные органы будут обязаны финансировать природоохранные мероприятия за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.
Работа над проектом Экологического кодекса в рабочей группе продолжается.
Ранее Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) предложил в Экологический кодекс поправки, направленные на конкретизацию мер экономического стимулирования бизнеса в использовании таких инструментов «зеленого» финансирования, как «зеленое кредитование» и «зеленые облигации». В число предложенных поправок входят: определение «зеленое финансирование», субсидирование ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и субсидирование ставки купонного вознаграждения по «зеленым» облигациям.
Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://www.parlam.kz/