В Казахстане принят новый Экологический кодекс

В Казахстане принят новый Экологический кодекс

11 января 2021 | Перспектива

2 января 2021 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии», которым утверждается новый Экологический кодекс страны. Кодексом предусмотрено усиление ответственности промышленных предприятии за загрязнение окружающей среды, переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий, а также введено определение «зеленого» финансирования. Кодекс вступит в силу 1 июля 2021 года.

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев проинформировал, что в этом году министерству предстоит для реализации положений Кодекса разработать и запустить порядка 150 нормативно-правовых актов; продолжить комплексный технологический аудит промышленных гигантов страны.

В Кодекс внесены важные изменения, которые должны значительно улучшить ситуацию с охраной окружающей среды в Казахстане. Среди таких мер можно назвать внедрение принципа «загрязнитель платит», переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий, а также обязательное получение комплексного экологического разрешения для вновь вводимых предприятий.

Согласно Кодексу, теперь, в случае возникновения экологического ущерба, природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального состояния. Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы предусмотрено внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в промышленности.

«На первом этапе запланирован перевод на НТД 50 крупнейших предприятий промышленности, на которых приходится 80% загрязнения.В Европе благодаря НДТ за 15 лет выбросы снижены на 94%. Предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. Если предприятия не используют НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти в разы. Таким образом, государство разделит затраты с природопользователями», - подчеркнул Магзум Мирзагалиев.

Особое внимание в Кодексе уделено участию общественности в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Так, внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах, а общественность теперь вправе участвовать во всех стадиях процедуры оценки. Кроме того, принято решение 100% поступлений от платы за эмиссию расходовать только на экологические мероприятия. Что касается управления отходами, на законодательной основе внедрена энергетическая утилизация отходов с применением технологии Waste to energy, для снижения числа незаконных свалок на мусоровывозящем транспорте должны быть установлены GPS-датчики.

Согласно проекту Экологического кодекса, под «зеленым» финансированием понимаются инвестиции, направленные на реализацию «зеленых» проектов и привлекаемые с помощью таких инструментов, как «зеленые» облигации, «зеленые» кредиты и другие финансовые инструменты, определенные уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. К «зеленым» проектам относятся определенные на основе утвержденной классификации (таксономии) проекты, направленные на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата. Классификация «зеленых» проектов (таксономия), подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты, разрабатывается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и утверждается Правительством Республики Казахстан.

По словам Магзума Мирзагалиева, министерство приступило к разработке Концепции низкоуглеродного развития Казахстана до 2050 года. Концепция должна обеспечить выход на траекторию диверсификации экономики, сопровождаемая низким уровнем выбросов парниковых газов. «Завершить работу по утверждению Концепции планируем в июне 2021 года», - озвучил министр.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://kapital.kz/, https://www.inform.kz/https://www.gov.kz/https://online.zakon.kz/

13 июля 2021 | Новости
Cветлана Бик вошла в центральный совет партии «Зелёные»
07 июля 2021 | Новости
Партия «Зелёные» презентовала 10 тезисов устойчивого развития страны
02 июля 2021 | Новости
В новой Стратегии безопасности экологическая безопасность и рациональное природопользование включены в национальные приоритеты
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Обращение с отходами | Интервью с Сергеем Котляренко
«В моем понимании «умный город» – это совокупность технологических и цифровых решений, которые направлены на оптимизацию всех процессов, происходящих в городе»
ESG | Руководство GIZ
Руководство по ESG-трансформации предприятий

Руководство по ESG-трансформации предприятий подготовлено руководителем экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru Светлана Бик презентовала «Руководство по ESG-трансформации предприятий» в рамках проекта «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение НДТ в Российской Федерации».

Руководство состоит из трех частей. Первая часть освещает процессы и факторы на глобальном рынке, вторая более подробно про правовые, экономические и организационные условия, существующие в России для развития «зеленого» (ответственного) финансирования и ESG-трансформации российских компаний.

В заключительной третьей части представлены потенциальные мероприятия для внедрения в бизнес-процессы ESG факторов или факторов устойчивого развития (экологические, социальные факторы, а также факторы, относящиеся к качеству корпоративного управления), в том числе рекомендации по идентификации и институционализации ESG-качеств предприятия, принципы разработки внутренних документов и отчетности для соответствия международным и российским стандартам, советы по получению ESG-рейтинга.