Минэкономразвития России письмом от 23 сентября 2020 года направило в Правительство России доработанный проект общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, который синхронизирован с законопроектом о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.
Согласно документу целью Общенационального плана является выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.
Общенациональный план принимается на срок с июня 2020 года по декабрь 2021 года.
Установлены следующие показатели достижения цели Общенационального плана на конец 2021 года, мониторинг которых будет осуществляться на ежемесячной и ежеквартальной основе:
- устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
- снижение безработицы до уровня не более 5%;
- выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3,0% в годовом исчислении.
Для достижения цели Общенационального плана и решения задач сформулированы ключевые инициативы, которыми предусматривается комплекс мероприятий.
Одним из комплексов мероприятий предусмотрен запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, который предусматривает ключевые инициативы по созданию новых финансовых инструментов:
- Формирование механизма «инфраструктурного фонда» в целях создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию новых инвестиционных проектов, при участии АО «УК РФПИ».
- Внедрение механизма «зеленых облигаций» в целях привлечения средств для 2020 года перевооружения действующих российских предприятий и открытия новых производств с низким негативным влиянием на окружающую среду.
- Формирование законодательной базы использования механизма краудфандинга, в том числе по налогообложению утилитарных цифровых прав и операторов, а также использования цифровых финансовых активов.
- Содействие росту долгосрочных сбережений населения и созданию «длинных денег» для экономики за счет расширения продаж «народных» облигаций, в том числе облигаций государственного и субфедерального долга, а также целевых облигаций путем распространения на финансовые платформы механизма индивидуальных инвестиционных счетов.
В качестве «умной реабилитации» транспортной сферы планом предусмотрена подготовка механизма финансирования строительства объектов путем выпуска долгосрочных инфраструктурных облигаций в рамках государственно-частного партнерства.
КЛЮЧЕВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАПУСКУ НОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ЦИКЛА И УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА
|
Название инициативы |
Меры в рамках инициативы, в т.ч.: |
1 |
Комплексный механизм поддержки крупных инвестиционных проектов |
Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, СПИК 2.0, а также введение «инвестиционного стандарта» |
2 |
Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов: повышение привлекательности корпоративных облигаций как инструмента вложения средств, формирование механизмов и платформ для краудфандинга и поддержки факторинговых операций, расширение доступности приобретения финансовых инструментов для населения.
|
|
3 |
Улучшение делового климата: поэтапное улучшение делового климата, включая совершенствование института банкротства и корпоративного права. |
Реализация механизма «Трансформация делового климата», а также сокращение регуляторных издержек в транспортной отрасли, и совершенствование регулирования в сфере экологии и природопользования. |
4 |
«Новый ритм строительства»: ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительств |
Планом предусмотрены решения системных вопросов строительства инфраструктурных объектов для проекта Восточный, для транспортной части Комплексного плана магистральной инфраструктуры, для строительства объектов федерального, регионального или местного значения, а также уточнение порядка строительства объектов железнодорожного транспорта и связанных с ними объектов в центральной экологической зоне озера Байкал в целях увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба с обязательным соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды. |
5 |
Цифровизация строительной отрасли |
Создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла |
6 |
Ускорение развития городских агломераций и городов |
Создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста |
7 |
Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры |
Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры в части железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, топливно-энергетического комплекса, обладающих существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях |