Поручения президента и зеленое финансирование: выбираем зоны пересечения

Поручения президента и зеленое финансирование: выбираем зоны пересечения

27 октября 2020 | Перспектива | Фото: ID 142257921 | © Daniil Peshkov | Dreamstime.com Мы в соцсетях

Опубликован Перечень поручений Президента России по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 28 сентября 2020 года. Для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить реализацию федерального проекта по внедрению наилучших доступных технологий, развитие системы мониторинга качества окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение, переход на обязательный раздельный сбор ТКО, а также определению основных направлений реализации в Российской Федерации «зеленых» проектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, и др.

Платформа INFRAGREEN проанализировала поручения Президента России в контексте формирования в стране системы зеленых финансов. В основе системы лежит таксономия, которая обеспечивает единство общих подходов в понимании зеленого. Несмотря на то, что впрямую о таксономии в поручениях президента речь не идет, результаты исполнения отдельных заданий станут хорошей основой для разработки национальной таксономии зеленого рынка.       

Так, в частности, в адрес Правительства РФ поручениями предусмотрено:

  • Создание системы мониторинга выбросов, сбросов и отходов, которая включает создание распределеннуой сети сбора данных о сбросах и выбросах загрязняющих веществ, а также формирование системы обработки, анализа и использования данных о состоянии окружающей среды (см п. 6 подпункт «у»)
  • Определение показателей, характеризующих снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и снижение отходообразования (см. п. 6 подпункт «т»)
  • Обеспечение разработок по проблемам экологии и изменения климата, а также для устойчивого развития экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов (см. п. 6 подпункт «ф»)
  • Создание федерального реестра предприятий (производств), осуществляющих выбросы вредных веществ и парниковых газов на территории Российской Федерации по отраслям экономки (см. п. 6 подпункт «ц»)
  • Определение основных направлений реализации в Российской Федерации «зеленых» (оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду) проектов, утверждение критериев их оценки и разработке мер стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, реализующих такие проекты (см. п. 6 подпункт «ц»).

Эксперты платформы INFRAGREEN считают, что основные направления реализации в Российской Федерации «зеленых» (оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду) проектов должны основываться именно на данных о сбросах и выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в водные объекты и др., собранных на системной основе по результатам мониторинга.

Результаты выполнения ряда поручений также могут заложить основу для привлечения внебюджетного финансирования, в том числе в фррме зеленых облигаций, для решения проблем экологии, изменения климата, обеспечения устойчивого развития экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов. А именно:

  • Полная инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде и оценка их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях последующей ликвидации (см. п.6 подпункт «ч»).
  • Разработка механизма финансирования мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, собственники которых признаны банкротами либо неизвестны (см. п.6 подпункт «ш»).
  • Разработка дополнительных мер государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов и обеспечение инвесторов стандартизированными технологическими решениями (см. п. 6 подпункт «х»).
  • Развитие сети фандоматов и пунктов приема отдельных фракций твердых коммунальных отходов, для перехода на обязательный раздельный сбор твердых коммунальных отходов в городах с численностью населения более 100 тыс. человек (см. п. 6 подпункт «х»).

Также Правительству России поручено представить предложения по разработке образовательных программ, направленных на формирование бережного отношения к окружающей среде, снижение отходообразования и обеспечение рационального водопользования, а также по распространению соответствующих эффективных практик, а также мероприятий по изучению природной среды Арктики и Антарктики (см. п.6 подпункт «ф»).

На днях Президент РФ подписал указ об утверждении Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В Стратегии,  в том числе, определены основные задачи в сфере охраны окружающей среды, а также меры для обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне, которые среди прочего предусматривают адаптацию экономики и инфраструктуры Арктической зоны к изменениям климата, выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде и организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также развитие единой системы государственного экологического мониторинга и др.

С полным перечнем поручений Президента России можно ознакомиться по ссылке.

Напомним, что в конце лета ВЭБ.РФ опубликовал согласованную решением Комитета по «зеленому» финансированию ВЭБ.РФ от 08.07.2020 первую версию методических рекомендаций по зелёному финансированию, приложением к которой стали Основные направления реализации зелёных проектов в Российской федерации (Таксономия)

По мнению руководителя экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик, таксономия – это конституция зеленого рынка. Это общий язык экологии для финансового сектора, органов власти, экспертов и всего общества.

Светлана Бик в своей статье «Грозит ли России гринвошинг национального масштаба?» рассказывает, как можно навести порядок в зеленом финансировании.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://kremlin.ru/

15 сентября 2024 | Новости
Стратегии, облигации и таксономии: как развиваются зеленые инвестиции в странах СНГ
07 сентября 2024 | Новости
Развилка для таксономий: унифицировать нельзя гармонизировать
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН.