На прошлой неделе Европейская комиссия опубликовала проект делегированного акта для обсуждения, который содержит первые два набора критериев, предназначенных для определения того, какие виды экономической деятельности могут внести существенный вклад в смягчение последствий изменения климата или адаптацию к нему в соответствии с Таксономией ЕС. Обсуждение продлится до 18 декабря 2020 года. Эксперты обеспокоены экологической целостностью пороговых значений, которые были ослаблены, а газовой промышленности было отказано в статусе «переходного» топлива.
Регламент ЕС по таксономии, который вступил в силу 12 июля 2020 года, поможет создать первый в мире «зеленый список» - единую систему классификации устойчивой экономической деятельности для участников рынка при инвестировании в проекты и экономическую деятельность, оказывающих существенное положительное влияние на климат и окружающую среду. В рамках Регламента таксономии Комиссии было поручено разработать технические критерии отбора посредством «делегированных актов» для дальнейшего развития таксономии.
Эксперты отмечают, что рассматриваемые критерии в целом следуют рекомендациям группы технических экспертов, но в некоторых позициях от них отклоняются. Эксперты «обеспокоены экологической целостностью пороговых значений, которые были ослаблены». В частности, Экологический аналитический центр E3G обеспокоен возможным использованием природного газа, а также пороговыми значениями в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и биоэнергетике, заявив, что к ним следует вернуться.
Согласно EURACTIV, электростанции, работающие на природном газе, не будут классифицироваться как «устойчивые» или «переходные» инвестиции в Европе, если они не будут соответствовать предельным значениям выбросов. Чтобы квалифицироваться как «устойчивые» инвестиции, газовые электростанции не должны выделять более 100 граммов эквивалента CO2 на киловатт-час. Самые эффективные газовые заводы Европы производят более, чем в три раза превышающие предложенные ограничения по выбросам. Кроме того, пороговые значения 100 граммов эквивалента CO2 на киловатт-час не позволят маркировать газовые заводы как «переходную» технологию на пути к достижению нулевых чистых выбросов к 2050 году.
Таксономия также повлияет на транспорт: автомобили должны достичь нулевого уровня выбросов к 2025 году, чтобы считаться «экологичными».
Тем не менее в феврале 2020 года омбудсмен ЕС начал расследование процесса утверждения Комиссией проектов по ископаемому топливу как «проектов общего интереса» (PCI) - ярлык, означающий, что они могут получать финансирование от блока и ускоренные разрешения. 17 ноября 2020 года омбудсмен Европейского союза заявил, что Европейская комиссия предоставила приоритетный статус газовым проектам без должной оценки их воздействия на изменение климата. В заключение своего расследования омбудсмен сказал, что оценка Комиссии по устойчивости газовых проектов была «неоптимальной». В ходе расследования Европейская комиссия заявила, что работает над улучшением методологии оценки устойчивости газовых проектов-кандидатов.
С проектом делегированного акта можно ознакомиться по ссылке.
Информационное агентство ИНФРГРИН с использованием https://ec.europa.eu/