Банк России рассматривает климатические риски как потенциальные новые уязвимости финансового сектора

Банк России рассматривает климатические риски как потенциальные новые уязвимости финансового сектора

26 ноября 2020 | Перспектива

Банк России опубликовал Обзор финансовой стабильности за II–III кварталы 2020 года, в котором климатические риски рассматриваются как потенциальные новые уязвимости финансового сектора в среднесрочном и долгосрочном периоде.

На пресс-конференции, посвященной основным вызовам для финансовой стабильности, первый заместитель Председателя Банка России Ксения Юдаева отметила, что тема климата обсуждается уже давно, но в последнее время, даже несмотря на пандемию, виден рост интереса к ней как правительств, так и инвесторов. Риски для российского рынка могут быть связаны как, собственно, с природными явлениями, так и с политикой инвесторов или государств в этой связи (к примеру, с введением углеродных налогов).

Банк России в настоящее время изучает каналы распространения климатических рисков и разрабатывает подходы к их оценке, в том числе стресс-тестирование. Эта работа ведется в дополнение к работе по развитию рынка «зеленого» финансирования.

В Обзоре отмечается, что климатические риски могут оказать значительное влияние на реальный и финансовый секторы экономики и финансовую стабильность в целом, поэтому необходимо понимать, через какие каналы два основных вида климатических рисков – физические и переходные – распространяются в экономике.

Под физическими рисками понимаются риски реализации финансовых потерь в результате природных катастроф и постепенного изменения климата (например, изменение температуры, количества осадков, уровня моря и так далее). Переходные риски – это риски возникновения финансовых потерь в процессе перехода к низкоуглеродной экономике.

Для снижения подверженности климатическим рискам необходимы меры как со стороны частного сектора, так и в сфере регулирования и надзора. Финансовые институты для снижения уровня подверженности климатическим рискам могут осуществлять: разработку индикаторов для оценки климатических рисков; проверку заемщиков, инвесторов, клиентов на предмет уязвимости к климатическим рискам, в том числе учет климатических рисков при оценке кредитного риска заемщиков; включение системы управления климатическими рисками в систему корпоративного управления, стратегию и риск-менеджмент; использование сценарного анализа и стресс-тестирования для выявления и оценки потенциальных последствий от изменения климата.

В целях удержания роста глобальной средней температуры многие страны ввели или прорабатывают введение регулирования в области ограничения углеродных выбросов в  виде квот на выброс углерода в атмосферу или в виде углеродного налога. Такие меры потенциально могут влиять на российский корпоративный сектор. Для России наиболее значимыми являются планы по введению углеродного налога в Европейском союзе.

Согласно Обзору, сейчас в России за счет формирования новой законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей использование современных технологий, создаются условия для увеличения ВВП при параллельном снижении уровня выбросов углерода. Однако, переход на «зеленые» технологии является весьма дорогостоящим, поэтому в целях содействия такому переходу Правительство Российской Федерации и Банк России разрабатывают ряд инструментов стимулирования, которые приведены в Приложении 2 к обзору.

В Обзоре также отмечается, что Банк России ведет работу по повышению доступности информации для участников рынка: на базе Российской национальной перестраховочной компании планируется создать национальный риск-офис по стихийным бедствиям, к функциям которого будут относиться разработка и поддержание единой базы данных по зафиксированным случаям стихийных бедствий и их последствиям, а таже карты местностей, подверженных стихийным бедствиям.

26 ноября 2020 года директор по стратегическому развитию Научного центра евразийской интеграции, руководитель направления «Зеленая Евразия», руководитель экспертно-аналитического проекта «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru Светлана Бик приняла участие в круглом столе в Совете Федерации по вопросам совершенствования законодательства в области экологической безопасности. Светлана Бик рассказала о новом проекте «Банк данных природных катастроф, техногенных аварий и национальных ESG-индикаторов INFRAGREEN» как об инструменте учета, оценки и управления рисками экологического страхования и финансирования.

С полной версией выступления Ксении Юдаевой можно ознакомиться по ссылке.

С полной версией Обзора финансовой стабильности за II–III кварталы 2020 года можно ознакомиться по ссылке.

21 июля 2022 | Новости
На Форуме «Сильные идеи для нового времени» обсудили суверенные экотехнологии как залог экологической трансформации
09 июня 2022 | Новости
Светлана Бик вошла в состав Экспертного совета Агентства стратегических инициатив
17 декабря 2021 | Новости
ESG-события будущей недели: итоги конкурса «Зеленая премия» и климатическая экспедиция в Арктику
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.