На площадке Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России обсудили перспективы введения углеродного налога в ЕС

На площадке Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России обсудили перспективы введения углеродного налога в ЕС

05 февраля 2021 | Климатическая повестка

4 февраля 2021 года Министр экономического развития РФ Максим Решетников провел первое заседание Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России. В мероприятии приняли участие главы и представители крупнейших российских компаний и ведущие эксперты. Совет был создан в конце декабря 2020 года для регулярного взаимодействия Министерства с российским бизнесом по «устойчивой» повестке.

Участники отметили высокое значение Повестки-2030 и Целей устойчивого развития ООН в России для бизнеса. Компании уже интегрируют ЦУР в свои стратегии и разработали планы по реализации проектов устойчивого развития на 2021 год.

«Тренд на устойчивое развитие набирает силу в глобальном масштабе и создает для наших компаний и для страны в целом – и новые ниши, и новые возможности. Можно с уверенностью говорить, что это будет одним из основных трендов, который существенно повлияет на деятельность компаний как внутри страны, так и на внешнеэкономическую деятельность», – отметил Максим Решетников.

Он напомнил, что Правительство РФ заняло активную позицию по устойчивой повестке, особенно по климатической части. «Мы хотим получить от вас обратную связь: какие у вас идеи, какие проекты вы реализуете, с какими вызовами и возможностями вы сталкиваетесь на внешних рынках, чтобы в оперативном режиме корректировать решения, которые принимаются, может быть, разрабатывать новые решения, опираясь на вашу позицию – позицию практиков», - подчеркнул он.

В ноябре 2020 года Правительство России Постановлением определило Минэкономразвития России координатором, а ВЭБ.РФ методологическим центром по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого развития, в том числе зеленого развития, в Российской Федерации. В настоящее время создана межведомственная рабочая группа, возглавляемая Министром экономического развития РФ, в рамках которой обсуждаются проекты документов о целях и основных направлениях устойчивого развития, критериях проектов развития, требованиях к системе верификации проектов развития и подходах к оценке воздействия проектов развития на окружающую среду и климат и т.д.

Одной из тем для обсуждения на первом заседании Экспертного совета по устойчивому развитию стали перспективы введения пограничного корректирующего углеродного механизма в ЕС. Участники согласились, что европейский трансграничный налог, как и другие формы углеродного ценообразования, которые в перспективе возникнут в мире, станет вызовом для российской экономики. Необходимо продумать реакцию по большому спектру измерений: от переговоров с Евросоюзом до необходимых мер по структурной трансформации российской экономики.

В ходе дискуссии были обозначены темы для дальнейших заседаний, включая подготовку к Конференции сторон РКИК ООН в Глазго, развитие инструментов устойчивого финансирования, более активное отражение социальных аспектов ESG, совершенствование углеродного регулирования в России. Среди компаний и экспертных центров, принявших участие в дискуссии – Росатом, Сбер, «Росбанк», Металлоинвест, ОК «Русал», АЛРОСА, Газпром нефть, Интер РАО, Сахалин Энерджи, а также НИУ ВШЭ и МШУ Сколково.

Старший вице-президент Сбербанка по ESG Татьяна Завьялова рассказала о конкретных проектах, над которыми работает банк в рамках концепции устойчивого развития. Во-первых, это корректная и своевременная оценка и учет ESG рисков и последствий введения трансграничного углеродного регулирования, а также других возможных регуляторных механизмов и требований инвесторов. «Мы провели стресс-тестирование нашего портфеля с точки зрения углеродного налога, а также проанализировали ESG риски для 28 подотраслей в составе портфеля Сбербанка, эта работа будет продолжена в 2021 году. По итогам этого анализа для нас очевидно, что требуются комплексные меры по адаптации секторов экономики к новым экономическим условиям, учет ESG рисков в банковском секторе, формирование ESG рейтингов/ESG профилей компаний, которые могут быть использованы банками, условно, по аналогии с кредитными историями», - рассказала она.

Во-вторых, банк развивает механизмы ответственного финансирования и пакет мер для модернизации экономики, продолжила Татьяна Завьялова. «Здесь речь идет не только о зеленых инструментах, которые все чаще обсуждаются на различных площадках, в том числе на профильной рабочей группе Минэкономразвития, но и социальных инструментах, например, социальных облигациях. Важно параллельно с созданием самих банковских продуктов подключать механизмы стимулирования на различных уровнях», - считает она.

Председатель правления Росбанка Илья Поляков отметил, что устойчивое развитие является одним из основных фокусов стратегии развития банка до 2025 года. «Мы видим конкретные возможности к расширению продуктов устойчивого финансирования для поддержки российских компаний. В их числе - зеленые кредиты, зеленые и социальные облигации, зелёные продукты торгового финансирования. Миссия банков - вести диалог с компаниями по устойчивому развитию. Для того чтобы продвинуть тему вперёд, необходимо ускорить дискуссии механизмам субсидирования или льготного фондирования для банков, которые связаны с устойчивым развитием», - полагает он.

«Более 20 лет группа Societe Generale занимается темой устойчивого развития. Мы, как часть группы Societe Generale, будем рады поделиться нашим международным опытом, который уже был реализован на российском рынке. В 2021 году мы планируем зарегистрировать собственную программу зелёных и социальных облигаций, которая будет соответствовать российскому законодательству и учитывать передовой международный опыт Societe General», - сообщил он.

Председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» ООН в РФ Александр Плакида констатировал, что «значимость Повестки устойчивого развития растёт, достижение ЦУР-2030 становится стратегическим приоритетом как для корпоративного сектора, так и для государств». Создание Экспертного совета при Минэкономразвития он назвал «одним из необходимых и ожидаемых бизнесом шагов», поскольку «объединение усилий даст кратно больший результат».

«Ключевой задачей мы считаем разработку национального плана или аналогичного по статусу и сути документа, который будет определять политику России в повестке устойчивого развития, приоритеты и задачи», - отметил Александр Плакида. По его мнению, «вопросы, которые определяют текущие приоритеты и вызовы для бизнеса, лежат в области практики и экспертизы». «Бизнес хочет знать, что делать, чтобы запустить процесс трансформации, как и какие KPI установить, как сформировать долгосрочную стратегию с учётом ЦУР и успешно ее реализовать. Всем участникам трансформации и перехода к новой парадигме развития (это и государство, и бизнес, и общество) нужна экспертиза - библиотека знаний, обучение и образовательная платформа, научные исследования для принятия обоснованных решений», - считает Александр Плакида.

Подробнее о результатах первого заседания Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России по ссылке.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://www.economy.gov.ru/

23 мая 2022 | Экспертиза
Углеродная нейтральность как часть ESG трансформации и место АПК в её достижении
26 января 2022 | Экспертиза
Вячеслав Вековцев: Основной вопрос декарбонизации в России - признание качества наших климатических проектов и их верификации на международном уровне
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.