Национальное рейтинговое агентство оценило практики устойчивого развития российских страховых и перестраховочных компаний. По мнению НРА, российский страховой рынок находится в самом начале пути внедрения практик ответственного финансирования и устойчивого развития. Примеров высокой степени интеграции повестки ESG в бизнес-процессы пока нет даже среди дочерних организаций иностранных страховщиков. Отдельные элементы таких подходов, хотя и без упоминания о целях устойчивого развития, применяются в России: система корпоративного управления, корпоративная социальная ответственность, контроль за загрязнением окружающей среды, продукты экологического страхования.
НРА исследовало данные из открытых источников о 30 страховых компаниях. Большинство из них составляет годовую нефинансовую отчетность и размещает ее в открытом доступе, но цели устойчивого развития и ответственного финансирования не находят отражение в отчетности или на их сайте.
Результаты исследования показали, что только в двух дочерних компаниях иностранных страховщиков из включенных в выборку (ООО «Цюрих надежное страхование» и АО «АИГ») упоминают о целях устойчивого развития.
При этом даже если материнские организации раскрывают стандарты ответственного финансирования и политику в области устойчивого развития, российские «дочки» не всегда дают подобную информацию в открытых источниках. Например, ООО «Сосьете Женераль Страхование Жизни» входит в международную финансовую группу Société Générale, которая поддерживает Парижское соглашение по климату в своей стратегии развития, однако в отчетности и на сайте ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» упоминаний об этом нет.
В целом остается неясным вопрос, насколько практика по применению ESG-подходов материнских компаний отражается и в деятельности дочерних страховых организаций в России.
Раздел «Корпоративная социальная ответственность» (далее — КСО) на сайте есть у семи компаний. Однако раскрытие информации о программе КСО ограничено в основном благотворительной деятельностью.
Данных об углеродном/экологическом следе портфеля нет ни у одной из представленных компаний, при этом семь организаций отражают данные об использованных энергетических ресурсах, а три (АО «Группа Ренессанс Страхование», ООО «ВТБ Страхование», АО «АИГ») упоминают о программах снижения собственного воздействия на окружающую среду (экономия бумаги, электроэнергии и других ресурсов).
Две компании из списка (АО «СОГАЗ» и АО «АИГ») предлагают специальные продукты экологического страхования, но востребованность таких продуктов пока невелика. В июле 2020 года в Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие возможность использования механизма страхования в качестве финансового обеспечения эксплуатирующей организации в случае разливов нефти и нефтепродуктов, что может стать одним из стимулов распространения экологического страхования. Также о планах развития страхования экологических рисков в феврале 2021 года заявил представитель Сбербанка.
АО «АИГ» — единственная на сегодняшний день российская страховая компания, предлагающая комплексное экологическое страхование. В рамках комплексного экологического страхования могут покрываться риски, связанные с ущербом окружающей среде, биологическому разнообразию, расходы за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц вследствие загрязнения, расходы на минимизацию последствий страхового события и расчистку загрязненной территории, как самого страхователя, так и третьих лиц. На российском рынке продукт предлагается с 2010 года, но спрос на него небольшой: в год заключается около 20-25 договоров. Основная часть клиентов, приобретающих такой полис, ведет деятельность в сфере нефтедобычи и нефтепереработки. Выплат по этому продукту в российской практике компании пока не было.
Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://trends.rbc.ru/