Председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил изменения в правила тарифообразования, касающиеся вопросов утверждения производственных программ, осуществления транспортирования ТКО и учёта расходов при формировании тарифов региональных операторов. Также Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило новые правила коммерческого учета твердых коммунальных отходов. Принятие документа планируется к началу следующего года.
Документ с изменениями в правила тарифообразования разработан ФАС при активном участии ППК РЭО. Постановлением решается ряд спорных вопросов в области тарифообразования в области обращения с ТКО. В частности, регламентирован перечень расходов на перевозку ТКО. Эта мера поможет повысить прозрачность транспортных расходов еще на этапе проведения конкурсных процедур. До утверждения документа этот вопрос был причиной частых споров, проверок и пересмотра тарифа со стороны ФАС.
Также внесены изменения в правила проведения аукциона на услуги по обращению с ТКО, включая поправку, на основании которой в случае признания аукциона несостоявшимся, регоператор вправе вывозить ТКО самостоятельно, то есть без привлечения подрядных организаций.
Документом уточняется порядок учета в тарифах расходов на лизинговые платежи, концессионные платежи в период действия концессионного соглашения, на арендную плату объектов обращения с ТКО. Кроме того, документом синхронизированы сроки утверждения производственной программы в сфере ТКО и сроки утверждения тарифов. Теперь производственная программа, которая ложится в основу для тарифа, будет утверждаться одновременно с тарифом. Помимо этого, закрыт спорный вопрос с определением тарифа на переходный период при смене регионального оператора. До установления тарифа новому региональному оператору вывозиться отходы будут по старому тарифу.
Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило новые правила коммерческого учета твердых коммунальных отходов, которые заменят действующие с 2016 года и уже нуждающиеся в существенной доработке. Целью переиздания нормативного акта стали не только новые правила установления обязательных требований, но и необходимость урегулировать отдельные спорные положения действующего акта, сделать отношения при заключении договоров в сфере оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО более прозрачными.
Так, в частности, в качестве новелл в новых правилах устанавливается порядок учета ТКО при заключении договоров в различных видах жилых и нежилых помещений, устанавливается приоритет выбора способа коммерческого учета «по факту» в пользу собственника ТКО при наличии определенных условий, которые ограничиваются схемами потоков движения твёрдых коммунальных отходов, утвержденными в субъектах, способами накопления, а также наличием у собственника ТКО индивидуальных мест (площадок) накопления. В случаях же, когда накопление осуществляется на общих площадках в общих контейнерах и определить объемы отходов, поступившие от конкретных собственников невозможно, остается только одна возможность определить объем отходов - по нормативам накопления ТКО, установленным в регионе.
Для собственников объектов обращения с ТКО устанавливается, как и прежде, обязанность определять в договорах массу отходов с применением средств измерений. Для тех, которые проигнорирует необходимость оборудования своих объектов средствами измерений, условия расчетов по договорам станут «карательными», поскольку при переданной на объект тонне отходов им заплатят в половину меньше. Обязанность же учесть всю тонну отходов у сторон договора при этом останется.
Методы определения объема твёрдых коммунальных отходов «по факту», в том числе при организации в регионах раздельного накопления ТКО, Минприроды России предложит в методических рекомендациях, которые планируется подготовить в кратчайшие сроки к моменту вступления правил в силу.
Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://reo.ru/, https://www.mnr.gov.ru