Законопроект об ответственности за ликвидацию негативного воздействия на природу допускает остановку выплаты дивидендов у предприятий-загрязнителей

Законопроект об ответственности за ликвидацию негативного воздействия на природу допускает остановку выплаты дивидендов у предприятий-загрязнителей

06 мая 2021 | Обращение с отходами

Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко провела совещание по законопроекту об исполнении собственниками объектов промышленной инфраструктуры обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. Законопроект разрабатывается по поручению Президента России. Проект закона будет внесён в Госдуму в ближайшее время.

Важность законопроекта Президент России Владимир Путин отметил в ходе Послания Федеральному Собранию. Он подчеркнул, что подходы России в области охраны окружающей среды носят абсолютно принципиальный характер и не подлежат ревизии. «Чем грозит иной путь, показали недавние события в Норильске, в Усолье-Сибирском и в некоторых других точках. Мы обязательно поможем людям, которые здесь живут, но нельзя вновь допустить возникновения подобных экологических ситуаций», – сказал глава государства.

«Регулирование станет практически новой вехой в экологической истории страны. Мы должны поменять сознание, при котором можно было просто бросить своё предприятие с опасными отходами и возложить бремя ликвидации на плечи налогоплательщиков. Переходим к практическому применению принципа “намусорил – убери за собой”», – сказала Виктория Абрамченко.

Как отметила вице-премьер, законопроект устанавливает ответственность предприятий за весь жизненный цикл объектов и закрывает лазейки, которые бы позволяли прекращать опасные производства без соответствующей ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Кроме того, как сообщила Виктория Абрамченко, в законопроекте устанавливается положение по «окрашивании» экологических платежей, о котором сказал Президент России в Послании Федеральному Собранию. «Окрашивание» погружено в законопроект путём установления целевого использования данных платежей для ликвидации накопленного вреда и иных природоохранных мероприятий.

Для того чтобы не происходило отчуждения проблемных объектов, законом предлагается ввести механизм контроля сделок. Если отчуждение произойдёт более чем за пять лет до конца эксплуатации объекта, то новый собственник должен представить документы, подтверждающие его финансовую устойчивость, если же менее чем за пять лет, то владелец помимо финансового обеспечения обязан иметь план по ликвидации, на который получено положительное заключение экологической экспертизы. «Нельзя будет через фирмы-однодневки уходить от ответственности. Каждый новый собственник должен будет понимать, что покупает сложный объект с накопленным экологическим вредом, который нужно самостоятельно ликвидировать. К сожалению, мы сталкивались с такими прецедентами. Их нельзя допустить в будущем», – прокомментировала Виктория Абрамченко.

С момента внесения первой редакции законопроекта Минприроды провело всестороннее обсуждение с федеральными органами власти и бизнесом, рассказал Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. «Сегодня учтены все замечания. Законопроектом вводится регулирование в отношении промышленных площадок и цехов химических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, на которых используются токсичные вещества, а также объекты размещения наиболее опасных отходов. То есть это объекты I и II классов опасности и объекты размещения отходов I и II классов опасности. За пять лет до конца срока эксплуатации объекта владельцем должен быть разработан план мероприятий по ликвидации негативных последствий и также подтверждено финансовое обеспечение таких мероприятий. За неисполнение обязательств предусмотрена ответственность: компенсационный платёж в размере суммы ликвидационных мероприятий. В случае если этого не произойдёт, будет приостановлена выплата дивидендов – до момента уплаты компенсационного платежа либо предоставления плана мероприятий по ликвидации нанесённого вреда. Подчеркну, что все эти действия – только в судебном порядке», – сказал Александр Козлов.

В план мероприятий по ликвидации будет включена сметная стоимость ликвидационных мероприятий и подтверждение финансового обеспечения, которое включает в себя независимую гарантию или поручительство, договор страхования или создание резервного фонда, содержащего денежные средства в необходимом объёме.

Как сообщил в ходе совещания заместитель председателя комитета по экологии и природопользованию, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Нечаев, руководству Министерства природных ресурсов и экологии удалось урегулировать существующие разногласия с представителями бизнес-сообщества, найти взвешенные подходы и оптимальные решения в новой редакции экологического законодательства. «Мы в профильном комитете высоко оценили такой детальный и профессиональный подход. Надеюсь, что и при разработке других законопроектов он сохранится», – отметил Игорь Нечаев.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://government.ru/

17 декабря 2021 | Новости
ESG-события будущей недели: итоги конкурса «Зеленая премия» и климатическая экспедиция в Арктику
06 декабря 2021 | Новости
Банк России зарегистрировал программу облигаций ППК РЭО с возможностью выпуска зеленых облигаций
05 декабря 2021 | Экспертиза
Александр Свидовский: Зеленые финансы и факторы ESG органично вписываются в бизнес по переработке отходов
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.