Минэкономразвития России оценило объем национального рынка зеленых облигаций в 1,5 трлн. рублей до 2030 года

Минэкономразвития России оценило объем национального рынка зеленых облигаций в 1,5 трлн. рублей до 2030 года

21 мая 2021 | Зеленые финансы | Фото: https://www.economy.gov.ru/material/file/a14731471693b45b3217c8197a1f7d11/2021-05-21.jpeg

17 мая 2021 года Минэкономразвития России опубликовал для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». Обсуждение продлиться до 31 мая 2021 года. Говоря о потенциале российского зеленого рынка, заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в ходе «Ялтинской энергетической конференции» оценил его размер в 1,5 трлн. рублей до 2030 года. При этом, для того чтобы рынок заработал необходима поддержка государства, которая планируется в течение первых трех лет.

Проект постановления подготовлен в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 3024-р о координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации ‎и поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2020 г. № Пр-2073 (подпункт «е» пункта 1) «совместно с Центральным банком Российской Федерации с учётом ранее данных поручений завершение формирования системы «зелёных» финансовых инструментов, а также комплекса мер по развитию механизмов добровольного страхования рисков причинения вреда окружающей среде».

Проект постановления направлен на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации. Проект постановления предусматривает утверждение методологических документов по финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов развития, которые содержат критерии проектов развития и требования к системе верификации проектов развития.

Документы включают в себя:

1.Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия зеленых и адаптационных проектов) – устанавливают перечень зеленых и адаптационных проектов и дополнительные критерии. Таксономия состоит из двух разделов: Таксономия зеленых проектов, включающая перечень проектов, признаваемых зелеными в соответствии с мировой практикой, и Таксономия адаптационных проектов, включающая перечень проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, не признаваемых явным образом зелеными в соответствии с мировой практикой.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления в мировой практике проекты устойчивого развития включают в себя зеленые проекты, адаптационные проекты и социальные проекты. Было принято решение в первую очередь разработать и утвердить критерии зеленых проектов и адаптационных проектов. Иные направления устойчивого развития, в том числе финансовые инструменты, направленные на финансирование социальных проектов, будут проработаны после подписания настоящего проекта постановления и успешного запуска верификации финансовых инструментов в целях привлечения финансирования для реализации зеленых и адаптационных проектов.

2.Методические указания по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития  – задачами настоящего документа являются определение: основных терминов, используемых для финансовых инструментов, направленных на финансирование проектов устойчивого развития; критериев соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям; порядка определения соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям; порядка включения в перечень верификаторов.

3.Методические указания по проведению верификации зеленых и адаптационных финансовых инструментов – определяют подходы определения соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития.

4.Методические указания по ведению перечня верификаторов – описывают процесс включения юридических лиц в перечень верификаторов и исключения верификаторов из перечня верификаторов, принципы отбора юридических лиц для их включения в перечень верификаторов, рекомендуемый перечень документов, предоставляемых юридическими лицами для подтверждения их соответствия этим требованиям, основания для исключения верификаторов из перечня верификаторов.

Проект постановления направлен на реализацию целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

С проектом постановления Правительства Российской Федерации можно ознакомиться по ссылке.

Заместитель министра экономического развития России Илья Торосов на «Ялтинской энергетической конференции» отметил, что совместно с Минфином и ЦБ министерство разработало дорожную карту поддержки зеленого финансирования в Российской Федерации. «Отправили уже всем участникам рабочей группы по зеленому финансированию и на следующем заседании (в июне) мы ее рассмотрим. Это поддержка в виде субсидий на верификацию зеленых проектов, чтобы сократить издержки для бизнеса в размере не более 1 млн. рублей на проект. Это возможно, сокращение налога на прибыль по купонному доходу облигаций или его обнуление», - рассказал Илья Торосов. Кроме того, по его словам, в правительстве также обсуждается и инвестирование в зеленые проекты средства ФНБ.

По словам Ильи Торосова, на Московской бирже на данный момент обращается порядка 23 млрд рублей облигаций, в то время как в прошлом году мировой рынок ESG финансов превысил 1 трлн долларов. Это связано с отсутствием российского стандарта по признанию проектов зелеными «Это огромный рынок, мировой. Но, к сожалению, Российская Федерация в нем не участвует. У нас, если не считать бессрочные облигации РЖД, то мы получим всего лишь 0,15% общего объема корпоративных зеленых облигаций на российском рынке. Это абсолютный мизер. Мы хотим запустить архитектуру финансирования проектов, которые будут считаться зелеными, которые соответствуют российским реалиям и интересам Российской Федерации, при этом понимаем, что мы хотим забрать большой кусок будущего и текущего рынка ESG».

20 мая 2021 года Минэкономразвития внесло в Правительство пакет документов, необходимых для запуска зеленого финансирования в России. Российская таксономия зеленых проектов, согласно которой верификаторы будут подтверждать «зеленость» инициатив, состоит из двух частей: зелёные проекты и адаптивные (переходные) проекты. Зеленые – это максимально приближенные к международным стандартам, прежде всего к европейским критерии. По словам Торосова, она на 95% соответствует международным. «Единственное несоответствие, то, что касается атома. Мы внесли атом в зеленые. Есть ряд стран, которые также считают атом зеленым. Но это наша, российская, таксономия, она прежде всего должна отвечать интересам Российской Федерации», - резюмировал замминистра.

Говоря о дальнейшей работе, замминистра отметил, что в ближайшие месяцы ведомство планирует согласовать и принять постановление Правительства об утверждении критериев проектов, после этого будут обсуждать дорожную карту поддержки и переходить к ESG повестке в целом. «Будем работать по методологии в этом направлении, и надеюсь до конца года уже сможем представить наши предложения», - сказал он.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://regulation.gov.ru/, https://www.economy.gov.ru/

14 апреля 2024 | Новости
Китай последовательно поддерживает развитие зеленых финансов
31 марта 2024 | Новости
Банк России отчитался перед Государственной Думой и всей страной за 2023 год
05 марта 2024 | INFRAGREEN_LAB
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.