Минэкономразвития России оценило объем национального рынка зеленых облигаций в 1,5 трлн. рублей до 2030 года
infragreen

Минэкономразвития России оценило объем национального рынка зеленых облигаций в 1,5 трлн. рублей до 2030 года

21 мая 2021 | Зеленые финансы | Фото: https://www.economy.gov.ru/material/file/a14731471693b45b3217c8197a1f7d11/2021-05-21.jpeg Мы в соцсетях Печать

17 мая 2021 года Минэкономразвития России опубликовал для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». Обсуждение продлиться до 31 мая 2021 года. Говоря о потенциале российского зеленого рынка, заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в ходе «Ялтинской энергетической конференции» оценил его размер в 1,5 трлн. рублей до 2030 года. При этом, для того чтобы рынок заработал необходима поддержка государства, которая планируется в течение первых трех лет.

Проект постановления подготовлен в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 3024-р о координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации ‎и поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2020 г. № Пр-2073 (подпункт «е» пункта 1) «совместно с Центральным банком Российской Федерации с учётом ранее данных поручений завершение формирования системы «зелёных» финансовых инструментов, а также комплекса мер по развитию механизмов добровольного страхования рисков причинения вреда окружающей среде».

Проект постановления направлен на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации. Проект постановления предусматривает утверждение методологических документов по финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов развития, которые содержат критерии проектов развития и требования к системе верификации проектов развития.

Документы включают в себя:

1.Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия зеленых и адаптационных проектов) – устанавливают перечень зеленых и адаптационных проектов и дополнительные критерии. Таксономия состоит из двух разделов: Таксономия зеленых проектов, включающая перечень проектов, признаваемых зелеными в соответствии с мировой практикой, и Таксономия адаптационных проектов, включающая перечень проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, не признаваемых явным образом зелеными в соответствии с мировой практикой.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления в мировой практике проекты устойчивого развития включают в себя зеленые проекты, адаптационные проекты и социальные проекты. Было принято решение в первую очередь разработать и утвердить критерии зеленых проектов и адаптационных проектов. Иные направления устойчивого развития, в том числе финансовые инструменты, направленные на финансирование социальных проектов, будут проработаны после подписания настоящего проекта постановления и успешного запуска верификации финансовых инструментов в целях привлечения финансирования для реализации зеленых и адаптационных проектов.

2.Методические указания по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития  – задачами настоящего документа являются определение: основных терминов, используемых для финансовых инструментов, направленных на финансирование проектов устойчивого развития; критериев соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям; порядка определения соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям; порядка включения в перечень верификаторов.

3.Методические указания по проведению верификации зеленых и адаптационных финансовых инструментов – определяют подходы определения соответствия финансовых инструментов Методическим указаниям по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития.

4.Методические указания по ведению перечня верификаторов – описывают процесс включения юридических лиц в перечень верификаторов и исключения верификаторов из перечня верификаторов, принципы отбора юридических лиц для их включения в перечень верификаторов, рекомендуемый перечень документов, предоставляемых юридическими лицами для подтверждения их соответствия этим требованиям, основания для исключения верификаторов из перечня верификаторов.

Проект постановления направлен на реализацию целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

С проектом постановления Правительства Российской Федерации можно ознакомиться по ссылке.

Заместитель министра экономического развития России Илья Торосов на «Ялтинской энергетической конференции» отметил, что совместно с Минфином и ЦБ министерство разработало дорожную карту поддержки зеленого финансирования в Российской Федерации. «Отправили уже всем участникам рабочей группы по зеленому финансированию и на следующем заседании (в июне) мы ее рассмотрим. Это поддержка в виде субсидий на верификацию зеленых проектов, чтобы сократить издержки для бизнеса в размере не более 1 млн. рублей на проект. Это возможно, сокращение налога на прибыль по купонному доходу облигаций или его обнуление», - рассказал Илья Торосов. Кроме того, по его словам, в правительстве также обсуждается и инвестирование в зеленые проекты средства ФНБ.

По словам Ильи Торосова, на Московской бирже на данный момент обращается порядка 23 млрд рублей облигаций, в то время как в прошлом году мировой рынок ESG финансов превысил 1 трлн долларов. Это связано с отсутствием российского стандарта по признанию проектов зелеными «Это огромный рынок, мировой. Но, к сожалению, Российская Федерация в нем не участвует. У нас, если не считать бессрочные облигации РЖД, то мы получим всего лишь 0,15% общего объема корпоративных зеленых облигаций на российском рынке. Это абсолютный мизер. Мы хотим запустить архитектуру финансирования проектов, которые будут считаться зелеными, которые соответствуют российским реалиям и интересам Российской Федерации, при этом понимаем, что мы хотим забрать большой кусок будущего и текущего рынка ESG».

20 мая 2021 года Минэкономразвития внесло в Правительство пакет документов, необходимых для запуска зеленого финансирования в России. Российская таксономия зеленых проектов, согласно которой верификаторы будут подтверждать «зеленость» инициатив, состоит из двух частей: зелёные проекты и адаптивные (переходные) проекты. Зеленые – это максимально приближенные к международным стандартам, прежде всего к европейским критерии. По словам Торосова, она на 95% соответствует международным. «Единственное несоответствие, то, что касается атома. Мы внесли атом в зеленые. Есть ряд стран, которые также считают атом зеленым. Но это наша, российская, таксономия, она прежде всего должна отвечать интересам Российской Федерации», - резюмировал замминистра.

Говоря о дальнейшей работе, замминистра отметил, что в ближайшие месяцы ведомство планирует согласовать и принять постановление Правительства об утверждении критериев проектов, после этого будут обсуждать дорожную карту поддержки и переходить к ESG повестке в целом. «Будем работать по методологии в этом направлении, и надеюсь до конца года уже сможем представить наши предложения», - сказал он.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://regulation.gov.ru/, https://www.economy.gov.ru/

12 января 2025 | Экспертиза
Светлана Бик: Деньги мимо. Почему финансовый рынок России до сих пор не является источником ESG-трансформации
09 января 2025 | Новости
Банк России подвел итоги финансового трека российского председательства в БРИКС 2024 года
04 ноября 2024 | Новости
БИОЭКОНОМИКА СТАНОВИТСЯ В РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.