Минприроды России предлагает создать Фонд расширенной ответственности производителей

Минприроды России предлагает создать Фонд расширенной ответственности производителей

09 июня 2021 | Обращение с отходами

8 июня 2021 года Минприроды России опубликовало для публичного обсуждения проект Федерального закона, подготовленный в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г., Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации», а также Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

В соответствии с положениями Концепции законопроектом предусматривается увеличение нормативов утилизации. Так, для упаковки нормативы утилизации устанавливаются равными 100 %, а для товаров предусмотрено ежегодное увеличение не менее чем на десять 10%.

Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают изменение момента возникновения обязанности по выполнению нормативов утилизации производителями товаров и импортерами товаров не с момента первичной реализации товаров и упаковки товаров, а для производителей товаров – со дня их постановки на бухгалтерский учет, для импортеров товаров – со дня их выпуска для внутреннего потребления.

Законопроектом реализуются положения Концепции о способах исполнения производителями товаров, импортерами товаров обязанности по утилизации. Так, самостоятельное исполнение обязанности возможно только путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров.

Также в целях подтверждения фактической утилизации важно предусмотреть механизм верификации лиц, осуществляющих утилизацию отходов. Для этого положениями законопроекта установлено, что заключить договор будет возможно только с тем утилизатором, который включен в специальный реестр в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров.

Законопроектом предлагается установить, что обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной со дня подтверждения (принятия) Росприроднадзором корректности информации в такой отчетности.

Законопроектом совершенствуется порядок администрирования механизма расширенной ответственности производителей посредством цифровизации в области обращения с отходами от использования товаров.

Так, цифровой платформой в области обращения с отходами от использования товаров становится Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).

В целях повышения эффективности процесса создания системы утилизации отходов и их вторичного использования представляется необходимым закрепить обязанность осуществления электронного взаимодействия между субъектами расширенной ответственности производителей (производители, утилизаторы, органы власти, ППК «Российский экологический оператор»), предоставления отчетности, контроля достоверности, полноты и своевременности представляемой отчетности исключительно посредством ЕГИС УОИТ.

Оператором ЕГИС УОИТ предлагается определить ППК «Российский экологический оператор».

Для решения задач по реформированию механизма расширенной ответственности производителей предлагается создать специализированный фонд с централизацией в нем средств экологического сбора – Фонд расширенной ответственности производителей.

Фонд будет представлять собой специальный целевой фонд (специализированный счет, «кубышка»), в который производители и импортеры товаров будут уплачивать экологический сбор.

Законопроектом устанавливается, что средства экологического сбора могут быть направлены на организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров, в том числе на финансирование инвестиционных проектов, необходимых для создания мощностей и инфраструктуры для организации такой деятельности.

Важным инструментом для обеспечения контроля целевого предоставления средств являются закрепленные в законопроекте положения по недопущению предоставления таких средств лицам, включенным в реестр недобросовестных утилизаторов.

Кроме того, устанавливается возможность использования средств экологического сбора в целях снижения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Российской Федерации.

С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

21 июля 2022 | Экспертиза
Надежда Михайлова: Исследование систем обращения с отходами на службе экологической трансформации отрасли
20 июля 2022 | Новости
Среди экологов и природопользователей все более популярным становится цифровой сервис на платформе Критод
17 декабря 2021 | Новости
ESG-события будущей недели: итоги конкурса «Зеленая премия» и климатическая экспедиция в Арктику
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.