Минэкономразвития разработало 4 сценария декарбонизации России до 2050 года

Минэкономразвития разработало 4 сценария декарбонизации России до 2050 года

30 августа 2021 | Энергетика | Фото: canva.com

Министерство экономического развития обновило проект стратегии низкоуглеродного развития России. Общей задачей всех сценариев является формирование в экономике новых точек роста. После завершения согласований с другими ведомствами документ будет вынесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Первая версия документа – проект комплексного плана повышения энергоэффективности российской экономики - была разработана в 2020 году, однако после апрельского послания Президента Путина к парламенту документ был расширен и переработан с учетом новой амбициозной задачи – обеспечения большего снижения выбросов, чем в ЕС. В новой версии упор сделан на уменьшение энергоемкости и углеродоемкости экономики вместо снижения энергоемкости ВВП как ключевого фактора экономического роста. Обновленный документ включает в себя четыре сценария сокращения выбросов парниковых газов.  Каждый из сценариев предусматривает рост российской экономики темпами, превышающими среднемировой уровень, а также сохранение макроэкономической стабильности.

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

  • По базовому сценарию общие выбросы парниковых газов сократятся с учетом поглощения до 1, 194 млрд т эквивалента СО2. При этом выбросы парниковых газов в ТЭК должны снизиться более чем на 300 млн т – до 629 млн т, а выбросы от сжигания топлива населением и в ЖКХ – на 25 млн т – до 169 млн т.
  • Рост абсорбции парниковых газов в землепользовании и лесном хозяйстве более чем в 2 раза по сравнению с текущим позволит поглотить около 1,1 млрд т эквивалента СО2.
  • Выработка электроэнергии будет расти за счет безуглеродной и низкоуглеродной генерации.
  • В отраслях промышленности пойдет масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов.
  • Будут созданы условия для широкий реализации климатических проектов, в первую очередь, по повышению энергоэффективности реального сектора экономики, а также по повышению качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов.
  • Будут развиваться инновационные направления на базе водородной энергетики, а также точного земледелия и систем наблюдения за поглощающей способностью природных экосистем.
  • В ряде субъектов РФ будут введены квоты на выбросы в рамках эксперимента по достижению углеродной нейтральности.
  • Общие затраты на реализацию базового сценария составят 1,5% от ВВП.

ИНТЕНСИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ

  • Сокращение выбросов будет происходить за счет масштабного инвестирования в декарбонизацию экономики и в природный капитал России, в том числе с привлечением иностранных инвестиций.
  • Существенно изменится структура выработки электроэнергии за счет замены неэффективной угольной и газовой генерации на ВИЭ (возобновляемые источники энергии). При этом суммарная доля производства электроэнергии на АЭС и ГЭС, а также на объектах ВИЭ-генерации вырастет к 2050 г. до 73%. Ожидается, что такие меры позволят снизить углеродоемкость российской электроэнергетики на 45% по отношению к 2019 г.
  • Спрос на электроэнергию будет покрываться за счет строительства СЭС, ВЭС, АЭС. Необходимо будет ввести порядка 280 ГВт мощности.
  • Общие затраты на реализацию интенсивного сценария составят 4% от ВВП России.

АГРЕССИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ

  • По сути, это интенсивный сценарий развития, ускоренный за счет привлечения более крупных инвестиций.
  • Сценарий предполагает всестороннее изучение, сбережение и повышение качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, что позволит реализовать потенциал увеличения поглощающей способности экосистем, который оценивается в 2-2,5 млрд т/год эквивалента СО2.

ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

  • В этом сценарии сохраняются текущие темпы поглощения СО2.
  • Чистая эмиссия парниковых газов за 2021-2050 превысит показатели ЕС за тот же период.
  • Не будут ставиться цели по сокращению чистой эмиссии вредных газов.
  • Затраты на реализацию сценария составят 1% от российского ВВП.

В обновленной версии документа нет ряда ключевых показателей, в том числе по снижению энергоемкости ВВП, удельного расхода условного топлива для выработки электроэнергии, потерь в теплосетях и пр. В Минкономразвития отмечают, что эти цифра появятся после утверждения стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием https://neftegaz.ru/

17 декабря 2021 | Новости
ESG-события будущей недели: итоги конкурса «Зеленая премия» и климатическая экспедиция в Арктику
10 декабря 2021 | Новости
ESG-события будущей недели: экономика всеобщего благосостояния и интегрированная отчетность
03 декабря 2021 | Новости
Анонсы российских и международных мероприятий ESG-тематики с 6 по 12 декабря 2021 года
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.