Правительство России утвердило национальную таксономию зеленых и адаптационных проектов

Правительство России утвердило национальную таксономию зеленых и адаптационных проектов

24 сентября 2021 | Зеленые финансы

21 сентября 2021 года Правительство России приняло постановление, которым утвержден пакет документов, создающий нормативную основу рынка устойчивого, в том числе зеленого финансирования в Российской Федерации.

Документом утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (Таксономия) и требования к системе верификации таких проектов.

Таксономия устойчивых проектов состоит из двух разделов: Таксономия зеленых проектов, включающая перечень проектов, признаваемых зелеными в соответствии с мировой практикой, и Таксономия адаптационных проектов, включающая перечень проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, не признаваемых явным образом зелеными в соответствии с мировой практикой.

Зелёный проект может быть запущен в следующих сферах: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и окружающей среды. По каждому направлению разработаны конкретные качественные и количественные критерии. Например, изделия из биоразлагаемых материалов не должны приводить к образованию микропластика, а новым системам уличного освещения полагается потреблять на 20% меньше электроэнергии, чем их аналогам.

Для адаптационных проектов предусмотрено пять направлений: инфраструктура, энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. В числе критериев – ограничения на выбросы CO2 при добыче газа, нормативы по восстановлению кислотно-щелочного баланса почв, применение технологий улавливания и хранения парниковых газов, использование фторидных технологий при извлечении редкоземельных металлов.

Требования к системе верификации проектов устойчивого развития устанавливают процедуры, необходимые для корректной оценки того или иного проекта, перечень подлежащих проверке документов, требования к компаниям (верификаторам), готовящим заключения.

Принятое постановление поможет установить единые критерии для зелёных и адаптационных проектов, позволит сформировать экономические стимулы для перехода на передовые экологические стандарты.

С Постановлением Правительства России можно ознакомиться по ссылке.

Соответствующий пакет документов подготовлен межведомственной рабочей группой (МРГ Минэкономразвития РФ) по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зелёного) развития, созданной в декабре 2020 года по Распоряжению Правительства России от 18 ноября 2020 года № 3024-р.

Ранее Правительство России Распоряжением от 14 июля 2021 года №1912-р в целях развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития, утвердило цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.

В документе из 17 Целей устойчивого развития ООН выделены девять целей, связанные с достижением положительного эффекта на окружающую среду, определены приоритетными цели, основные направления для проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ, вводятся понятия «зеленый проект» и «адаптационный проект», а также определены принципы, которым должны эти проекты следовать.

С Распоряжением Правительства России можно ознакомиться по ссылке.

По состоянию на 24 сентября 2021 года в Реестр зеленых и социальных облигаций российских эмитентов INFRAGREEN включено 20 выпусков зеленых облигаций десяти эмитентов, суммарный объем которых составляет порядка 292 млрд руб. Первые зеленые облигации были выпущены в в 2018 году. Девять эмитентов разместили облигации на Московской Бирже, из которых один эмитент – РЖД – осуществил размещение также на Ирландской и Швейцарской биржах. Все эмитенты получили подтверждение от внешних российских и международных верификаторов о соответствии выпусков принципам зеленых облигаций ICMA.

На Московской бирже создан Сектор устойчивого развития, Стандартами эмиссии ценных бумаг Банка России предусмотрены целевые эмиссии, в т.ч. выпуск зеленых облигаций.

4 российских рейтинговых агентств разработали соответствующие методологии и предлагают свои услуги по верификации зеленых финансовых инструментов. АКРА, «Эксперт РА», НРА, включены в Перечень лиц, независимая внешняя оценка которых принимается для включения облигаций в Сегментах Сектора устойчивого развития Московской биржи.  АКРА, «Эксперт РА», НРА включены в список рейтинговых агентств, одобренных ВЭБ.РФ в качестве независимых верификаторов.

Таким образом рынок устойчивого, в том числе зеленого финансирования, развивается в России с конца 2018 года с учетом международной повестки и существующих принципов, а теперь и с учетом национальной таксономии.

Мировой рынок зеленых и устойчивых облигаций быстро вырос, ожидается, что к концу года он приблизится к $2 трлн долларов в обращении. Как отмечает Climate Bonds Initiative, это привело к увеличению количества подробных рекомендаций относительно того, что является квалифицируемой инвестицией для получения титула «зеленый», или таксономии. Согласно международному обзору таксономий, опубликованному на сайте Climate Bonds Initiative, соответствующие регламенты или руководства уже действуют в Китае, ЕС, Японии, Малайзии, Монголии. Подготовлены проекты в Южной Африке, Южной Корее. В процессе разработки: ACEAН, Бангладеш, Канада, Чили, Колумбия, Доминиканская Республика, Индия, Индонезия, Казахстан, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, UK, Вьетнам. Авторы обзора отмечают, что хотя некоторые комментаторы выразили обеспокоенность по поводу фрагментации рынка, важно отметить, что эти усилия в области таксономии, как правило, используют общие принципы: научно обоснованные, динамичные и осознающие важность гармонизации с другими таксономиями по всему миру, чтобы избежать препятствий для пересечения -пограничные потоки зеленого капитала. Многие из разрабатываемых таксономий также охватили идею, предложенную в Таксономии ЕС, о включении «переходной деятельности», ориентированной на быстрый перевод высокоуглеродных отраслей в соответствие с Парижским соглашением об изменении климата. Китай и ЕС также работают над таксономией, которую они называют «общей основой», в рамках Международной платформы устойчивого финансирования (IPSF).

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://government.ru/

28 марта 2022 | INFRAGREEN_LAB
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»
26 марта 2022 | Новости
Платформа INFRAGREEN публикует доклад о развитии рынка ESG и зеленых финансов в России с 2018 по начало 2022 года
28 января 2022 | Новости
Светлана Бик провела организационное заседание независимого экспертного совета по ESG и зеленым финансам
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Интервью со Светланой Бик
«Есть опасность, что для многих компаний деятельность по ESG-трансформации сведется к правильной подаче нефинансовой отчетности. Уже сейчас некоторые внешнеэкономические «чемпионы» в России живут форматом «ESG на экспорт». А нужно – ESG на районе»
Зеленые финансы | Доклад INFRAGREEN
Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022»

Доклад «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при участии организаций-партнеров. В Докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития. Доклад включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.