Зампред Банка России Ксения Юдаева о рисках энергоперехода, нагрузке на капитал банков и ESG-отчетности

Зампред Банка России Ксения Юдаева о рисках энергоперехода, нагрузке на капитал банков и ESG-отчетности

02 декабря 2021 | Зеленые финансы | Фото: ID 1721125618 Ivan Serebryannikov www.shutterstock.com

INFRAGREEN публикует ключевые тезисы из интервью первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой агентству Рейтер.

О ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ УГЛЕРОДНЫХ СЕРТИФИКАТОВ

Конечно, в идеале было бы хорошо, чтобы была создана глобальная система торговли углеродными единицами, но об этом достаточно сложно договориться. Нужно такие переговоры вести. С другой стороны, у нас достаточно большая страна с большим количеством разнообразных бизнесов, и для того, чтобы процесс энергоперехода происходил более эффективно, такая система была бы полезна и внутри страны. Тем не менее, нужно сразу принимать во внимание возможность ее признания на международном уровне и работать над этим.

О ВВЕДЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В РОССИИ

Скажем так, если есть выбор — платить за выбросы в Европе или в России, то, конечно же из всех соображений лучше, если компания будет платить в России. Тогда полученные средства можно будет использовать, в том числе, для финансирования экологических и климатических проектов. Поэтому, в такой ситуации выстраивать свою локальную систему правильно. Ну и также понятно, что платежи за выбросы могут стимулировать компании более активно инвестировать в снижение выбросов. В конечном итоге такие инвестиции улучшат их финансовое положение. И потому, что выплаты за выбросы в результате таких инвестиций станут меньше, и потому, что потребители сейчас все чаще и чаще предпочитают продукты более экологичных компаний.

ОБ УЧЕТЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ  В ЗЕЛЕНЫХ И КОРИЧНЕВЫХ ПРОЕКТАХ

Мы сейчас думаем о том, как климатические риски можно было бы учитываться в регулировании, причем в обе стороны, и в части зеленых, и в части коричневых проектов. То есть, для зеленых проектов или зеленых компаний можно было бы учитывать тот факт, что у них риски меньше. В случае коричневых компаний на этом этапе нам важно, чтобы они начали задумываться над климатической повесткой, как минимум начали раскрывать информацию.

Дестимулирование банков кредитовать коричневые компании может снизить возможность последних реализовывать проекты, которые снижают выбросы. Как конкретно сейчас реализовать учет климатических факторов в регулировании, и с помощью каких инструментов, — через капитал или через резервы, — мы пока еще обсуждаем. По итогам внутреннего обсуждения мы опубликуем консультативный доклад с альтернативными предложениями, потом будем с рынком обсуждать эти варианты.

О РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ БАНКОВ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ

Для выработки регулирования у регуляторов две главные сложности. Первая — это отсутствие информации. Я уже говорила, что рекомендации по раскрытию мы выпустили и некоторые наши крупнейшие компании уже раскрывают информацию, исходя из международных стандартов. Мы изучили отчеты порядка 30 компаний. Но подавляющее большинство компаний недостаточно раскрывают информацию, и не проводят необходимых расчетов и оценок. Поэтому первое, что нужно сделать, — это создать условия для того, чтобы компании раскрывали, а банки получали информацию.

Вторая проблема. Обычно как настраивается регулирование, — берется историческая информация о рисках, обычно данные о дефолтах и финансовом положении и поведении заемщиков. Исходя из этого строятся модели вероятности дефолта, и на их основе выстраивается регулирование. Но в случае климатических рисков историческая информация не подходит для того, чтобы разрабатывать регулирование на будущее. Потому что исторически вероятность реализации этих рисков достаточно низкая, гораздо более низкая, чем будущая вероятность реализации рисков. Поэтому нужен сценарный подход. У нас сейчас идет работа над сценариями, и предпринимаются попытки через сценарии понять, как и на кого энергопереход будет влиять. Это поможет нам лучше понять, как настроить регулирование.

ОБ ИЗМЕНЕНИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ В СВЯЗИ С ЭНЕРГОПЕРЕХОДОМ

Это будет постепенный процесс. В начале мы сможем ввести какие-то совсем простые меры, но со временем регулирование будет становиться все более всеохватывающим и сложным. Это будет проходить по мере улучшения понимания влияния климатических рисков на финансовую систему, накопления данных, появления международных рекомендаций. Ну и конечно, это будет происходить таким образом, чтобы и банки, и их клиенты могли подстраиваться к ситуации.

О РОСТЕ НАГРУЗКИ НА КАПИТАЛ БАНКОВ

На первом этапе на зеленые и адаптационные проекты, соответствующие таксономии, [нагрузка на капитал банков, прим. IG] — будет меньше, на коричневые компании, которые не раскрывают информацию — больше. Что в среднем получится у финансовых институтов, будет зависеть от их политики и окончательных решений по параметрам регулирования.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использоанием https://cbr.ru/

14 апреля 2024 | Новости
Китай последовательно поддерживает развитие зеленых финансов
31 марта 2024 | Новости
Банк России отчитался перед Государственной Думой и всей страной за 2023 год
05 марта 2024 | INFRAGREEN_LAB
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.