Годовой отчет Банка России показывает, в каком состоянии финансовая система подошла к рубежу, за которым начинаются существенные структурные изменения в экономике и на самих финансовых рынках, отметила в обращении к читателям Председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Согласно отчету, Банк России содействовал устойчивому развитию по трем направлениям:
1) развитие рынка финансовых инструментов и инфраструктуры устойчивого развития, создание условий и возможностей для компаний по ESG-трансформации бизнеса;
2) анализ и учет ESG-рисков;
3) Развитие системы торговли углеродными единицами.
Что сделал Банк России в 2021 году для развития финансовых инструментов, инфраструктуры и условий для ESG-трансформации бизнеса:
- Участвовал в подготовке таксономии проектов устойчивого развития и требований к системе их верификации – базового методологического документа, определяющего направления деятельности и критерии отнесения проектов к категории «зеленых» и адаптационных проектов.
- Изменил стандарты эмиссии ценных бумаг, согласно которым эмитенты могут маркировать свои облигации как «зеленые», если они направлены на финансирование проектов, являющихся «зелеными» в соответствии не только с международными принципами, но и с российской таксономией.
- Смягчил условия выпуска «зеленых» и социальных облигаций. В частности, право требовать досрочное погашение облигаций перестало быть обязательным, эмитент может самостоятельно определить в проспекте последствия нецелевого использования привлеченных инвестиций; эмитент может использовать полученные от размещения облигаций денежные средства до направления их на финансирование «зеленых» проектов, если соответствующие положения предусмотрены в политике по управлению денежными средствами.
- Приступил к разработке новых финансовых инструментов устойчивого развития: адаптационных облигаций, облигаций с привязкой к целям устойчивого развития и облигаций климатического перехода.
- Разработал и опубликовал на своем официальном сайте рекомендации, направленные на повышение качества раскрываемой публичными компаниями информации в области устойчивого развития.
- Разработал и опубликовал рекомендации по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития.
Банк России в рамках общего надзора, а также при осуществлении контроля за управлением конфликтом интересов осуществляет наблюдение за деятельностью кредитных рейтинговых агентств при присвоении ими ESG-рейтингов, а также их использованию на финансовом рынке. Эта информация ляжет в основу оценки и разработки подходов к регулированию деятельности по присвоению и использованию ESG-рейтингов на финансовом рынке.
Что сделал Банк России для развития анализа и учета ESG-рисков:
- Провел оценку потенциального влияния переходных климатических рисков, в частности введения трансграничного углеродного регулирования, на крупнейших российских экспортеров и финансовый сектор.
- Начал разработку внутренней методологии оценки уровня климатической нейтральности крупнейших нефинансовых организаций и мер, принимаемых такими организациями для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
- Провел мониторинг тенденций в стратегиях устойчивого развития наиболее углеродоемких компаний российской экономики за 2020 год и первое полугодие 2021 года с целью определения их готовности к энергопереходу, а также мониторинг стратегий крупнейших инвесторов в части учета ESG-рисков.
- Провел опрос финансовых институтов об учете ими ESG-факторов и климатических рисков в своей деятельности, по итогам которого был сделан вывод о недостаточном уровне учета компаниями финансового сектора климатических рисков. В связи с этим Банк России
- Разработал и опубликовал рекомендации страховщикам и отдельным участникам финансового рынка по учету климатических рисков в своей деятельности, разработал подходы к учету климатических рисков в регулировании финансовых организаций.
Что сделал Банк России в 2021 году для развития системы торговли углеродными единицами:
- Участвовал в разработке и принятии Федерального закона № 296-ФЗ1, определяющего правовые основы национального углеродного регулирования и прорабатывал вопрос правовой природы углеродной единицы как предмета организованной торговли, возможности использования инфраструктуры российского финансового рынка для их обращения.
- Участвовал в разработке закона о проведении эксперимента по ограничению выбросов и поглощению парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации, который предусматривает тестирование различных методик и подходов к мониторингу и учету выбросов парниковых газов, реализации климатических проектов, а также учету и обращению углеродных единиц.
Также Банк России в 2021 году внедрял подходы, способствующие достижению целей устойчивого развития, в свою операционную деятельность. Так, в частности, ЦБ внедрил практику применения в договорах, заключаемых с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по результатам закупочных процедур, соглашения о двустороннем соблюдении принципов экологической и социальной ответственности. Соглашение содержит заверения сторон о намерении соблюдать ключевые положения повестки устойчивого развития: бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам, соблюдение гражданских прав работников обеих сторон и обеспечение справедливого отношения к ним.
В портфеле закупок Банка России доля закупок, нейтральных по степени воздействия на экологию и человека, составила 21%. Из оставшейся части закупок, в которых применимы дополнительные требования, позволяющие сократить уровень негативного влияния на экологию и человека, такие требования были применены в 27% закупок. Наиболее часто экологические и социальные критерии применялись по категориям «Системы безопасности и охраны» (44%) и «Инженерные системы жизнеобеспечения» (16%)
С полным текстом годового отчета Банка России за 2021 год можно ознакомиться по ссылке.
Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием www.cbr.ru/