25 октября в Москве прошла ежегодная конференция деловой газеты Ведомости «Экобаланс», которая уже стала знаковым событием в сфере устойчивого развития и экологической ответственности бизнеса в России. Экологическое благополучие было в фокусе внимания участников пленарной дискуссии, которую модерировала руководитель экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН Светлана Бик. Публикуем краткое изложение ключевых тезисов спикеров мероприятия: Ирина Петрунина, директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России.
Необходимы меры, которые предотвращают дальнейшее изменение климата и помогают решать уже существующие проблемы, связанные с потеплением. Первый этап адаптации мы прошли: 76 субъектов РФ уже создали планы по адаптации, несмотря на неопределенность и возникающие проблемы. 10 отраслевых планов у нас по адаптации тоже есть.
Но что не получилось? Откровенно говоря, не получилось у нас понимания, как же меняется климат, что с ним происходит, в какие сроки эти изменения можно ожидать. И самое главное: что мы должны делать с этими знаниями об изменении климата. И вот здесь как раз очень важно было, чтобы началась реализация важнейшего инновационного проекта государственного значения о мониторинге климатически активных веществ.
По сути, мы выстраиваем систему фонового мониторинга за тем, как осуществляются выбросы и поглощения парниковых газов и как меняется окружающая среда в связи с тем, что идут климатические изменения. Реализация проекта по мониторингу климатически активных веществ внесет точность и определенность в наши планы.
Речь идет о фоновом мониторинге выбросов и их поглощения, а также их воздействия на окружающую среду. Благодаря новой системе контроля мы получим данные не только о парниковых газах, возникающих в результате производства или энергетической деятельности, но и о состоянии экосистемы страны в целом.
Как считать, сколько наша экосистема поглощает и депонирует, а сколько и при каких обстоятельствах происходит выбросов? Что нам это дает, как мы это можем учитывать в наших международных обязательствах, в том числе в рамках Парижского соглашения? И самое главное, а что со всеми этими знаниями делают субъекты в Российской Федерации, когда они планируют свои действия в части социально-экономического развития своей территории?
По сути дела, мы даем возможность экономике Российской Федерации развиваться в том темпе, в котором это необходимо для нее с учетом всех возможностей наших природных систем, которые дают нам определенные плюсы в балансе нетто-выбросов парниковых газов.
Первый этап мониторинга уже завершается, в скором времени мы проведем анализ полученных результатов и представим их на климатической конференции в Баку.
Благодаря методологическим рекомендациям по подсчету парниковых выбросов, которые мы разослали субъектам Российской Федерации, возможно определить, какие города могут в первую очередь пострадать от климатических изменений. На сегодня 21 субъект предоставил данные, в соответствии с сними предположительно более 100 тысяч человек находятся в зоне риска, а необходимый бюджет для материальной компенсации превышает два миллиарда рублей.
Мы должны понимать, каким образом не допустить негативных ситуаций, но если вдруг что-то происходит, как финансово достаточно быстро компенсировать потери. Конечно, мы должны понимать и каким образом мы ранжируем эти мероприятия, что в первую очередь необходимо делать, где этот баланс, что правильнее в этой ситуации делать: строить ли дамбы, какой высоты строить эти дамбы, или экономически правильно решать вопрос с переселением людей.
Эти все процессы мы рассматриваем комплексно с другими федеральными органами исполнительной власти, где тоже есть отраслевые планы по адаптации. Все это входит в схему пространственного развития регионов Российской Федерации, по которой сейчас Министерство экономического развития работает вместе с субъектами.
Материал подготовила Анна Алексеева, ИА ИНФРАГРИН