Правительство России одобрило проект закона об ограничении выбросов парниковых газов

Правительство России одобрило проект закона об ограничении выбросов парниковых газов

17 февраля 2021 | Климатическая повестка | Фото: https://www.economy.gov.ru/

17 февраля 2021 года состоялось заседание, по итогам которого Правительство России рассмотрело и одобрило законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, направленный на урегулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении на территории Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов. Документ представил глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 2344-р.

Законопроект создает принципиально новый механизм регулирования экономики. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. Ключевая задача нового регулирования определена Указом Президента – к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года – с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.

Концепция законопроекта включает два крупных блока.

Во-первых, впервые в России для крупнейших эмитентов вводится обязательная углеродная отчетность. Сбор и обобщение этой отчетности будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. В рамках этой системы учета предприятия, которые являются крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 г.), будут представлять обязательную углеродную отчетность. Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе. После 2024 года отчетность должны будут подавать предприятия, чьи выбросы выше 50 тыс. тонн углекислого газа.

Таким образом будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях.

Второй блок связан с формированием правовой базы для обращения углеродных единиц - как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект. В качестве примера такого проекта может рассматриваться модернизация предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсоэффективность производственных процессов, что в свою очередь, приводит к сокращению выбросов парниковых газов. Другим примером могут стать так называемые лесоклиматические проекты, когда благодаря комплексу мероприятий удается увеличить поглощение парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях и т.д.).

Появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения дает возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц. Это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов.

По информации Минэкономразвития России, спрос на такие проекты со стороны бизнеса есть. Реализуя их, компании смогут снижать углеродный след производимой продукции и повышать инвестиционную привлекательность на международных рынках. В ведомстве рассматривают климатическую повестку в широком контексте и включают в том числе вопросы зеленого финансирования, энергосбережения, водородной и возобновляемой энергетики.

Для реализации законопроекта предстоит большая работа по разработке 11 подзаконных актов. Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом подзаконных актов. Кроме этого, необходимо будет подготовить изменения в КоАП и Налоговый кодекс.

В отличие от европейской модели регулирования, законопроект не предусматривает ограничительных мер для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет - защита интересов российских производителей. В Минэкономразвития работают над формированием необходимой информационной основы для климатической политики и предоставлением для бизнеса возможности с помощью климатических проектов снижать свой углеродный след и привлекать устойчивые инвестиции.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://government.ru/, https://www.economy.gov.ru/

17 июня 2021 | Новости
На совещании Совете Безопасности обсудили декарбонизацию российской экономики
11 июня 2021 | Новости
Минэкономразвития России и Минэкономики Германии активизируют сотрудничество по зеленой повестке и цифровизации
06 июня 2021 | Новости
Платформа INFRAGREEN публикует ключевые цитаты спикеров в рамках ПМЭФ-2021 по вопросам климата, ESG и зеленых финансов
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Обращение с отходами | Интервью с Сергеем Котляренко
«В моем понимании «умный город» – это совокупность технологических и цифровых решений, которые направлены на оптимизацию всех процессов, происходящих в городе»
ESG | Рекомендации Всемирного банка
Руководство по созданию национальной зеленой таксономии «Developing a National Green Taxonomy: A World Bank Guide»

Руководство подготовлено Всемирным банком и предназначено для стран с развивающейся экономикой, которые стремятся «озеленить» финансовые системы. Руководство включает рекомендации по разработке национальных зеленых таксономий, а также сравнение нескольких существующих таксономий, а также может помочь банкам и другим финансовым учреждениям создавать и структурировать экологичные банковские продукты (например, займы, кредиты и гарантии),  инвесторам - определить возможности.