Светлана Бик выступила на парламентских слушаниях в Совете Федерации

Светлана Бик выступила на парламентских слушаниях в Совете Федерации

26 ноября 2020 | Статистика и аналитика

26 ноября 2020 года директор по стратегическому развитию Научного центра евразийской интеграции, руководитель направления «Зеленая Евразия», руководитель экспертно-аналитического проекта «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru Светлана Бик приняла участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросам совершенствования законодательства в области экологической безопасности. Светлана Бик рассказала о новом проекте «Банк данных природных катастроф, техногенных аварий и национальных ESG-индикаторов INFRAGREEN» как об инструменте учета, оценки и управления рисками экологического страхования и финансирования.

Мероприятие открыла заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко. Сенатор отметила, что экологическая безопасность Российской Федерации – составная часть национальной безопасности страны. Несоблюдение природоохранного законодательства и нарушения в сфере экологической безопасности приводят к загрязнению окружающей среды, сокращению популяции и гибели видов животных и растений, а также наносят существенный вред здоровью и интересам людей.

Елена Зленко подчеркнула, что требуется разработка проекта федерального закона об ответственности собственников объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за ликвидацию накопленного вреда после банкротства или ликвидации компании. Как представляется, в проектную документацию новых объектов целесообразно включить раздел о выводе объекта из эксплуатации с перечнем мероприятий по ликвидации ущерба.

Также в обсуждении вопросов совершенствования законодательства в области экологической безопасности приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ольга Латонова, директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Петр Бобылев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рамиль Низамов, заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Андрей Гуськов, заместитель генерального директора по вопросам аналитического сопровождения ППП «РЭО» Алексей Макрушин, научный руководитель ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Соловьянов, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук Владислав Донченко, а также представители Иркутской области, Санкт-Петербурга, Челябинской и Нижегородской областей.

Светлана Бик отметила, что климатические и экологические риске находятся в центре повестки глобальной финансовой системы. О необходимости учета этих рисков говорится в Докладе Всемирного экономического форума, учет климатических рисков в финансовой части отчетности по МСФО заложен в «Зеленую сделку» Евросоюза, а Международный Совет по финансовой стабильности говорит, что эффективность действий, предпринимаемых финансовыми организациями по минимизации рисков, может также препятствовать отсутствие данных, с помощью которых можно было бы оценить подверженность клиентов рискам, связанным с климатом, или масштабы последствий, связанных с климатом.

Для этого за рубежом создаются и поддерживаются центры накопления информации о реализовавшихся природных катастрофах, размере ущерба от них, информации о покрытии ущерба страхованием, сумме страховых выплат. Накапливается и анализируется информация о подверженности регионов климатическим рискам. На основании такой информации строятся прогнозы и вероятностные модели. Актуальным трендом второй половины 2020 года стало объединение экологической, климатической и финансовой информации в общей цифровой системе, в том числе не основе блокчейна.

Финансовая система в России пока не готова к учету климатических и экологических рисков. Банк России в докладе «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации» отмечает, что на текущий момент установить регуляторные требования к учету климатических рисков российскими финансовыми организациями будет затруднительно. Это связано с неопределенностью будущих климатических сценариев и тем, как изменение климата повлияет на российскую экономику. Кроме того, есть проблемы с нехваткой технических знаний и ресурсов для оценки рисков страховщиками, а также с наличием и качеством данных в отдельных отраслях экономики.

В России также отсутствует развитая комплексная система экологического страхования, а механизмы привлечения внебюджетных средств в наципроект «Экология» не работают. Инвестиции должны осуществляться на основе учета физических рисков активов.

В России несколько государственных организаций ведут учет климатических и экологических ЧП, в стране - порядка 18 публичных источников информации. Однако, как отметила Светлана Бик, существующая форма публичной информации о климатических и экологических ЧП не может быть использована при оценке финансовых рисков. Банк данных природных катастроф, техногенных аварий и национальных ESG-индикаторов решает эту проблему. В рамках проекта каждое событие, которое на языке финансистов звучит как реализовавшийся риск, переводится в понятную для финансового рынка систему координат. Для каждого события формируется паспорт события и его последствий, а также взаимосвязей с учетом факторов ESG, что может лечь в основу построения методик и моделей управления рисками.

На основе базы данных формируются регулярные информационно-аналитические продукты для различных категорий пользователей, в том числе для участников финансового рынка, органов власти, а также для общественности.

Банк данных способствует развитию страхования деятельности с существенными экологическими факторами, а также рынка зеленых финансовых инструментов и инвестиционных стратегий, включая инвестиции как институциональных инвесторов, так и физических лиц, а также приведет к созданию инструментов покрытия рисков финансирования проектов с учетом климатических изменений.

Кроме того, повышает прозрачность рынка, обеспечивает статистическое «взаимопонимание» между организациями, которые 1) осуществляют проекты, 2) контролируют направление экологического воздействия (надзор, контроль, устранение рисков, наказание за негативное воздействие) и 3) финансируют или инвестируют в реализацию проектов.

В условиях возрастающих природных и техногенных рисков, способствуя развитию экологического страхования, станет ключевым фактором в развитии кредитования национальных проектов и привлечении средств частных инвесторов.

Также банк данных будет способствовать повышению осознанности общества и граждан России в отношении экологических рисков с учетом климатических изменений, и в стратегическом плане окажет существенное воздействие на повышение ответственности всех заинтересованных сторон.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://council.gov.ru/

28 сентября 2021 | Новости
Центр INFRAGREEN включил биржевой фонд ВТБ в Реестр фондов ответственного инвестирования
25 сентября 2021 | Новости
Центр INFRAGREEN включил облигации СОПФ «Инфраструктурные облигации» в Реестр зеленых и социальных облигаций
17 августа 2021 | Новости
Агентство «Эксперт РА» подтвердило заключение о соответствии облигаций «Транспортной концессионной компании» принципам зеленых облигаций
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
ESG | Позиция Марины Вашуковой
«Глобальный договор ООН на своей площадке синхронизирует повестку ESG с ЦУР, с одной стороны, и со стратегиями и практиками бизнеса, с другой, посредством продвижения системных изменений, а также стремления к большей измеримости прогресса бизнеса.»
Климатическая повестка | ESMA
Предварительный отчет ESMA по углеродному рынку ЕС

Предварительный отчет «Углеродный рынок ЕС» представляет собой обзор финансовой регулятивной среды для углеродного рынка в рамках MAR, MiFID II и EMIR, а также инструментов, доступных органам надзора за ценными бумагами для выполнения своих обязанностей. Он также предоставляет анализ динамики цен и волатильности европейских разрешений на выбросы (EUA) и производных финансовых инструментов для EUA.

В данном отчете представлена ​​предварительная оценка углеродных рынков и производных финансовых инструментов из них.