3 сентября на Владивостокском экономическом форуме прошла экспертная сессия «Народные облигации — инструмент реализации значимых проектов». Участники обсуждали планы дальневосточных регионов выпустить в 2025 году народные облигации на общую сумму 2,2 млрд рублей, оценивая потенциальную емкость рынка для 11 субъектов Дальневосточного федерального округа в 300 млрд рублей. ИНФРАГРИН оценил, как развивается народный сегмент ответственного инвестирования, где эмоциональная связь с проектами оказывается важнее международных сертификатов.
Инструмент воли и согласия
Народные облигации - стихийно сложившийся термин, его нет в Стандартах эмиссии Банка России. Но поскольку они по факту есть, попробуем им дать неформальное определение (без претензий на нормативность или академичность):
Народные облигации — это особый инструмент региональных / муниципальных заимствований, предназначенный исключительно для физических лиц. В отличие от биржевых облигаций, народные облигации не размещаются на бирже и не торгуются на вторичном рынке. Их можно купить без брокерского счета через упрощенные процедуры и вернуть досрочно уполномоченному эмитента без потери накопленного дохода. Важно качество — средства направляются на конкретные проекты в регионах, понятные населению: благоустройство парков, строительство детских площадок, озеленение улиц.
На сессии ВЭФ замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева представила народные облигации как «инструмент проявления воли и согласия» населения региона. По ее словам, больше 80% жителей Дальнего Востока положительно оценивают программы мастер-планов городского развития, а 65% уже видят значимые изменения в своих городах. Привлеченные через облигации средства должны пойти на финансирование конкретных мероприятий этих мастер-планов.
Амурская и Магаданская области готовят выпуски по 1 млрд рублей каждая, Чукотский автономный округ запланировал пилотный выпуск на 140 млн рублей, а Якутск — на 30 млн. Еще три региона рассматривают эмиссию на 2026 год. Соглашение с Московской биржей, подписанное на ВЭФ, предусматривает размещение дальневосточных народных облигаций на платформе «Финуслуги», где также будут опубликованы материалы о проектах мастер-планов.
Представители биржи отмечали, что народные облигации уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент привлечения инвестиций и надежный способ диверсификации накоплений населения. Планируется активно расширять линейку таких инструментов, особенно для регионов Дальнего Востока и Арктики.

22 года спроса по своим правилам
История народных облигаций в России началась в 2002 году в Томской области, которая за 22 года осуществила 54 выпуска на общую сумму более 16 млрд рублей. Регион эволюционировал от документарных бумаг, которые печатались на Гознаке, до современных цифровых размещений через платформу «Финуслуги».
Эталонным стало размещение Ямало-Ненецкого автономного округа в 2017 году. Пятилетние облигации объемом 1 млрд рублей под 9,25% годовых были полностью раскуплены за один день, спрос превысил предложение в полтора раза.
Калининградская область с 2021 года провела пять выпусков народных облигаций общим объемом около 2 млрд рублей, привлекая инвесторов из 71 региона России. Один из выпусков был раскуплен за 12 часов вместо планируемых пяти месяцев.
Особенно показателен пример Москвы, которая в 2023 году выпустила зеленые облигации для населения объемом 2 млрд рублей под 8,5% годовых. Это уникальный случай, когда "правильные" ESG-облигации с полной верификацией по международным стандартам стали понятными и привлекательными для обычных людей. Облигации были раскуплены за пять недель вместо планируемых шести месяцев, их приобрели более 3,5 тысячи человек из 73 регионов. Привлеченные средства пошли на закупку электробусов — проект, результаты которого москвичи и гости столицы видят ежедневно.
Красноярск в 2024 году разместил первые в России муниципальные зеленые облигации для населения — 100 млн рублей пришло в кассу города за 10 дней, хотя планировался трехмесячный период размещения.
Ульяновская область провела размещение своих пилотных народных облигаций с 29 марта 2024 года. Это был самый скромный по объему выпуск — всего 10 млн рублей при ставке 15% годовых. Средства направили на проекты инициативного бюджетирования, что делает этот выпуск уникальным примером связи народных облигаций с механизмами участия граждан в планировании расходов.

Без поддержки правильное дает сбои
На фоне тренда на выпуск народных облигаций официальный российский ESG-рынок находится в глубоком затишье: в 2024 году объем выпусков ESG-облигаций сократился с 142,8 млрд рублей до 52,8 млрд рублей — падение в 2,7 раза. При этом общий корпоративный рынок облигаций вырос в два раза.
Еще драматичнее ситуация с биржевыми ESG-фондами. Они потеряли 72% активов за 2024 год, и их доля упала до микроскопических 0,03% рынка.
В первом полугодии 2025 года затишье ушло еще дальше в минус.
Российский рынок не дает никаких ценовых преимуществ для эмитентов ESG-бумаг. Затраты на верификацию и последующую отчетность не компенсируются более дешевым финансированием. В результате ESG-облигации выпускают только «визионеры», которых становится все меньше. Участники рынка возлагают надежду на стимулирующее регулирование сегмента финансирования устойчивого развития, которое Банк России обещал ввести до конца 2025 года. В общем, ждем.
Когда розница – очень большая разница
Корень проблемы лежит глубже ожидаемых стимулов. Вся машинерия ESG-финансирования изначально создавалась для институциональных инвесторов. За рубежом ESG-облигации покупают пенсионные фонды, страховые компании и управляющие компании с ответственными инвестиционными стратегиями. Им нужны формальные критерии соответствия ESG-мандатам, верификационные заключения и детальная отчетность для демонстрации регуляторам и клиентам.
В России сегмент управления активами совсем не большой. А управляющих компаний с серьезными ESG-стратегиями можно пересчитать по пальцам одной руки. Рыночных накопительных пенсионных фондов практически нет, страховые компании не развивают ответственное инвестирование. Сегмент институциональных инвесторов, для которого предназначена вся ESG-инфраструктура, в России отсутствует.
Зато активно растет розничный сегмент. Индивидуальные инвесторы стали основной движущей силой российского фондового рынка. Но они порой очень скептически высказываются в инвесторских сетях о результатах верификации облигаций на соответствие принципам ICMA.
А другим "физикам" – тем, с кем на Дальнем Востоке обсуждаются мастер-планы городов – нужны понятные проекты, эмоциональная связь с местом своего проживания, гарантии возвратности и простые механизмы участия.

Язык, понятный людям
Народные облигации говорят с такими инвесторами на языке, который они понимают. Вместо абстрактной формулировки «сокращение выбросов парниковых газов на 15%» они предлагают конкретное «озеленение центральной площади» или «благоустройство набережной». Человек может прийти и посмотреть, куда потрачены его деньги и каков результат.
Ключевая разница — в логике принятия инвестиционных решений. Жители дальневосточных городов участвовали в обсуждении мастер-планов, видели, как учитывается их мнение, и теперь готовы финансово поддержать выбранные ими же проекты. Это создает цепочку доверия: участие в планировании, понимание целей, готовность инвестировать.
ESG на районе – инвестиции участия
Небыстрое, но уверенное восхождение народных облигаций показывает, что в России формируется собственная модель ответственного инвестирования. Это не копия западных ESG-стандартов, а органичный синтез местных потребностей и возможностей. ESG «на районе» — от населения к проектам, а не от регуляторов к отчетам.
Связь с инициативным бюджетированием здесь неслучайна. В 2024 году объем народного софинансирования местных проектов впервые превысил 60 млрд рублей, охватив практически все регионы России. Люди готовы вкладывать собственные деньги в развитие территорий, но им нужны понятные механизмы и конкретные результаты.
Дальневосточные планы на 300 млрд рублей потенциального объема показывают масштаб этого тренда. Регионы видят в народных облигациях не просто инструмент заимствования, а способ вовлечения населения в процесс развития территорий. Деньги здесь вторичны, первично — создание системы участия граждан в принятии решений о будущем их городов.
Возможно, будущее российского ответственного инвестирования именно за такой народной моделью. И именно под такую модель надо конструировать инструменты привлечения инвестиций.

