«Фокус на адаптацию и уточнение подходов по сокращению выбросов парниковых газов» – специальный тематический трек доклада ИНФРАГРИН «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2024/25». В нем объединены материалы по актуальной климатической повестке России, в которой наряду с целями по декарбонизации все активнее прорабатываются масштабные задачи по адаптации страны к изменениям климата.
Сахалинский эксперимент опровергает мифы
Сахалинский эксперимент – первый в России опыт внедрения системы регулирования выбросов парниковых газов на региональном уровне. Милена Милич, спецпредставитель губернатора Сахалинской области по вопросам климата и устойчивого развития, делится промежуточными результатами: нетто-выбросы парниковых газов региона уже снизились почти вдвое – с 1,3 до 0,7 тыс. тонн CO₂-эквивалента – при одновременном росте ВРП в 1,3 раза.
"Наш опыт опровергает миф о несовместимости экономического роста и климатической ответственности", – отмечает Милич.
Наибольший эффект принесли три группы мер:
- Масштабная газификация региона с переводом более 50 котельных с угля и дизельного топлива на природный газ
- Модернизация транспортного сектора: 5,8 тысяч единиц автотранспорта переоборудовано на газомоторное топливо, 70% общественного транспорта переведено на газ, создана сеть из 329 электрозарядных станций
- Повышение энергоэффективности в жилищном секторе и городской инфраструктуре
Ключевым аспектом эксперимента стало создание регионального кадастра парниковых газов – первого и до сих пор единственного в России, согласованного с Росгидрометом. Однако эта работа выявила серьезные методологические вызовы, включая необходимость адаптации международных и федеральных методик к региональному уровню, нехватку первичных данных и сложность оценки поглощающей способности природных экосистем.

Важно отметить, что система квотирования выбросов на Сахалине реализуется по мягкому сценарию (2% сокращения к базовому году).
По словам Милены Милич, поясняет, что экспериментальная модель никак не блокирует рост производства, но стимулирует повышение углеродной эффективности. Мы не говорим бизнесу 'не развивайтесь', мы говорим 'развивайтесь более эффективно'".
Адаптация как новый приоритет региональной политики
Людмила Кожанова, директор проектов по климатической адаптации Агентства стратегических инициатив (АСИ) подчеркивает, что в условиях беспрецедентных климатических изменений адаптация становится ключевым приоритетом для устойчивого развития регионов России.
По состоянию на начало 2025 года 78 регионов России утвердили планы адаптации к изменениям климата. Однако эксперт АСИ отмечает, что лишь треть мероприятий в этих планах можно считать действительно адаптационными. Многие меры фактически относятся к низкоуглеродному развитию или экологической безопасности без учёта климатических факторов.
Тем не менее, во многих регионах уже реализуются успешные адаптационные практики, к примеру:
– В сфере защиты от наводнений и управления водными ресурсами (Вологодская область, Хабаровский край)
– По адаптации инфраструктуры к изменениям климата (ЯНАО, Иркутская и Сахалинская области)
– В сфере здравоохранения и социальной адаптации (Астраханская и Брянская области, Ставропольский край)
– В области экосистемной адаптации (Санкт-Петербург, Москва, Тульская область)

Крупные корпорации также включаются в процесс адаптации. ЛУКОЙЛ внедрил многоуровневую систему адаптации, включающую производственную безопасность и инфраструктурную устойчивость. Холдинг ЭН+ провел комплексную оценку климатических рисков в гидроэнергетике, проанализировав последствия для водных ресурсов в регионах присутствия до конца столетия. "Норникель" создал систему мониторинга состояния вечной мерзлоты с использованием наблюдательных скважин и автоматизированного термометрического оборудования.
Как финансировать климатические проекты
Екатерина Кузьмина, вице-президент ПСБ, рассказывает о разработке новых финансовых инструментов, таких как синие облигации для финансирования водных проектов. "В России самая длинная береговая линия в мире – почти 38 тысяч километров, больше двухсот крупных рек, около 3 тысяч рек средней длины, колоссальные запасы пресной воды, выход к нескольким океанам. То есть потенциал для проектов, которые могли бы финансироваться через синие облигации, просто огромный", – отмечает Кузьмина.

Среди других перспективных финансовых инструментов эксперт ПСБ называет катастрофические облигации, которые могут стать источником оперативного финансирования последствий природных катаклизмов, а также "продовольственные" облигации для развития устойчивого сельского хозяйства и создания продовольственных резервов.
Василий Высоков, председатель совета директоров банка "Центр-инвест", предлагает свой подход к финансированию климатических целей - через энергоэффективность. Банк с 2005 года финансирует проекты по энергоэффективности, и результаты впечатляют: более 24 800 проектов на сумму 24 млрд рублей. Благодаря этим проектам сокращение выбросов CO₂ составило 281 тысячу тонн в год, что эквивалентно посадке 11 миллионов деревьев.

"Энергоэффективность – это универсальный кросс-секторальный критерий, нет ни одной сферы деятельности, где бы этот критерий оказался лишним. И мы продвигаем его приоритет во всех бизнесах", – подчеркивает Высоков.
Эксперты ИНФРАГРИН Сергей Семенцов и Анна Голышева поднимают вопрос о необходимости новых финансовых инструментов для адаптации к изменениям климата. "Государство не может допустить, чтобы изменения климата серьёзно ухудшили качество жизни и условия ведения бизнеса в любом из регионов страны, вызывая рост социальной напряжённости", – подчеркивают они.

В качестве решения предлагается создание целевых облигаций для финансирования адаптационных мероприятий. По мнению экспертов, эмиссия таких облигаций позволила бы привлекать финансирование для реализации проектов, соответствующих приоритетам региональных и корпоративных планов по адаптации к изменениям климата.
Особенности новой климатической политики
Для успешной реализации новой климатической политики необходим системный подход, включающий:
- Научно обоснованную оценку климатических рисков на региональном уровне
- Разработку эффективных адаптационных мероприятий
- Создание новых финансовых инструментов для их финансирования
- Налаживание взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом
Этот подход позволит России не только снизить негативные последствия изменения климата, но и использовать новые возможности, которые открываются в условиях меняющегося мира.
Фокус на адаптацию и уточнение подходов по сокращению выбросов парниковых газов
специальный тематический трек доклада ИНФРАГРИН "ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2024/25"
Скачать / Прочитать