После "Чистого воздуха": регионы могут получить право квотировать выбросы

После "Чистого воздуха": регионы могут получить право квотировать выбросы

Минприроды России вынесло на общественное обсуждение законопроект, который может существенно изменить архитектуру экологического управления в стране. Документ предлагает распространить опыт федерального проекта "Чистый воздух" по квотированию выбросов на всю территорию России, предоставив регионам право самостоятельно устанавливать целевые показатели снижения загрязнений для любых городов и территорий. ИНФРАГРИН изучил основные новации законопроекта.

Новые полномочия в сфере воздуха

Формально регионы уже имеют право устанавливать целевые показатели для выбросов и сроки их снижения, однако отсутствие единой процедуры создает препятствия по применению данной нормы. Предлагаемые изменения должны предоставить субъектам федерации четкий алгоритм действий и закрыть существующий правовой пробел.

Новая процедура включает пять последовательных этапов: сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха → оценка рисков для здоровья человека → определение перечня приоритетных загрязняющих веществ → формирование списка объектов для квотирования → установление целевых показателей снижения выбросов. Каждый этап предполагает участие профильных федеральных ведомств, но итоговые решения остаются за региональными властями.

Примечательно расширение круга объектов, которые могут попасть под квотирование. Если сейчас в рамках федерального проекта "Чистый воздух" акцент делается преимущественно на промышленных предприятиях, то новые правила предлагают включить объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Межотраслевой характер инициативы подтверждает состав соисполнителей законопроекта - помимо экологических ведомств в него входят Минтранс, Минэнерго и Минпромторг.

Загрязнение воздуха приводит к деменции - Lancet
Результаты исследования Журнала The Lancet о связи загрязнения воздуха и развития деменции

Роль федеральных ведомств в новой системе

Несмотря на расширение региональных полномочий, федеральные ведомства сохраняют ключевые функции в предлагаемой системе. Более того, документ предусматривает четкое разделение ролей между ними.

Роспотребнадзор становится основным в "человеческом" измерении экологического контроля: расчет и оценка рисков для здоровья населения, определение веществ, превышающих гигиенические нормативы, подготовка санитарно-эпидемиологических заключений. Именно это ведомство должно участвовать в формировании перечня объектов, подлежащих квотированию, с точки зрения воздействия на здоровье людей.

Росприроднадзор остается основным "надзирателем" за соблюдением экологических требований: государственный экологический надзор за выполнением новых обязательств, контроль систем автоматического контроля выбросов (САКВ), которые передают данные в онлайн-режиме, надзор за достижением предприятиями установленных целевых показателей.

Минприроды сохраняет роль координатора и методиста: разработка единых подходов, методическое обеспечение региональных программ, общая координация системы. Такое разделение функций должно обеспечить баланс между федеральными стандартами в области здоровья и экологии с одной стороны и региональной спецификой - с другой.

Новый словарь устойчивого развития: бимиметика и симбиотика
В основе восстановления природы должны лежать природоподобные технологии и симбиоз природы и человека.

Уроки масштабирования

Предлагаемые изменения опираются на шестилетний опыт федерального проекта "Чистый воздух", который показал как возможности, так и проблемы экологического регулирования. За период с 2019 по 2024 годы в рамках проекта удалось снизить выбросы загрязняющих веществ на 12,8%, а опасных загрязнителей - на 13,3% от базового уровня 2017 года.

Эти цифры отражают сложность задачи экологической трансформации промышленности. Значительная часть загрязнений воздуха идет от предприятий советской эпохи, техническое перевооружение которых требует масштабных инвестиций. Наиболее заметные результаты зафиксированы в отдельных городах: Челябинск снизил выбросы на 43%, Медногорск - на 17%, Череповец - на 16%, что указывает на неравномерность процесса модернизации.

Проект столкнулся с рядом системных проблем: сложности с верификацией реальных результатов, сокращение бюджетного финансирования в 2023 году на 42% от первоначально планируемого уровня, неравномерность достижений по регионам. При этом необходимость продолжения работы очевидна - загрязнение воздуха остается существенным фактором заболеваемости и смертности населения в промышленных городах.

Принятие законопроекта в предлагаемом виде может усложнить регулятивную среду для промышленных предприятий. Объекты I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду получат дополнительные обязательства: включение целевых показателей выбросов в комплексные экологические разрешения и декларации, расширение программ производственного экологического контроля на соответствие этим показателям.

КОММЕНТАРИЙ ИНФРАГРИН

Логотип Платформа ИНФРАГРИН - специализированное СМИ в сфере устойчивого развития

Россия, похоже, переходит к модели экологического федерализма, где регионы превращаются в архитекторов собственной "зеленой" политики. Успех этой трансформации будет зависеть от способности найти баланс между региональной гибкостью и едиными стандартами качества, между стимулированием местных инициатив и предотвращением регулятивного произвола.

Первым элементом собственной "зеленой" политики стали планы климатической адаптации, которые регионы должны были разработать с учетом местных особенностей - от арктического потепления до засух в южных областях. Вторым - программы развития экономики замкнутого цикла, срок представления которых истекает в конце 2025 года. И вот теперь – право регионов самостоятельно определять приоритеты и механизмы снижения загрязнения воздуха.

Предлагаемые изменения в регулировании качества воздуха становятся важнейшим элементом формирующейся системы региональной экологической ответственности.

Если документ будет принят в предложенном виде, он вступит в силу с 1 сентября 2026 года и создаст постоянный правовой механизм квотирования выбросов загрязняющих веществ вместо действующих временных экспериментов.

Это означает, что каждый субъект федерации теоретически сможет установить собственные правила квотирования выбросов, что кратно усложнит задачу compliance-контроля для крупных федеральных компаний.

Но именно такой подход максимально приблизит друг к другу всех участников цепочки: и тех, кто загрязняет воздух, и тех, кто от этого страдает, и тех, кто должен найти баланс между защитой здоровья населения и безопасным экономическим развитием.

Почему народные облигации могут обыграть ESG? | ИНФРАГРИН
В чем причина растущего тренда народных облигаций?
Подписка на еженедельную рассылку платформы ИНФРАГРИН
Добро пожаловать на платформу ИНФРАГРИН! Мы очень рады, что вы подписываетесь на нашу еженедельную рассылку – для нас это большая честь!

- Реклама -
Команда ИНФРАГРИН

Автор: Команда ИНФРАГРИН

Команда ИНФРАГРИН - это группа независимых экспертов, аналитиков и консультантов в сфере устойчивого развития и ESG-трансформации компаний и организаций.
Вы успешно подписались на Платформа ИНФРАГРИН
Отлично! Теперь завершите оформление, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
С возвращением! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Успех! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Ошибка! Оформление через Stripe завершилось неудачей.
Успех! Ваша платежная информация обновлена.
Ошибка обновления платежной информации.