Анастасия Крылова, Искусствовед, эксперт по дизайн-политике, автор проекта «Центр циркулярного дизайна»
Российский рынок циркулярного дизайна находится на этапе становления, и, по предварительным оценкам, к 2026 году его объём может достигнуть нескольких десятков миллиардов рублей. Несмотря на высокий потенциал роста, обусловленный глобальным трендом на устойчивое развитие и растущим интересом к экономике замкнутого цикла, рынок характеризуется институциональной недооцененностью.
Развиваясь на пересечении экологии, дизайна, промышленности и финансов и не оформившись ещё в самостоятельную отрасль, циркулярный дизайн становится ключевым, хотя и зачастую недостаточно интегрированным, компонентом ЭЗЦ.
Одним из главных сдерживающих факторов развития циркулярного дизайна является дефицит межотраслевого взаимодействия.
Внедрение ЭЗЦ-стратегий требует тесного сотрудничества между дизайнерами, производственным сектором и перерабатывающей промышленностью.
Разобщённость этих ключевых звеньев усложняет создание замкнутых циклов обращения с материалами, переработку и повторное использование ресурсов.
Анализ показывает, что до 80% воздействия продукта на окружающую среду формируется уже на этапе его проектирования. Таким образом, вовлечение дизайнеров в процесс на ранних стадиях создания продукта является критически важным для повышения его экологической эффективности.
Циркулярный дизайн, выходя за рамки эстетики, становится стратегическим инструментом бизнеса, позволяющим компаниям принимать обоснованные решения и адаптироваться к вызовам геополитической и климатической нестабильности. Переход к модульным, долговечным и ремонтопригодным изделиям не только снижает потребление ресурсов, но и увеличивает срок службы изделий.
Несмотря на локальные особенности, российский рынок циркулярного дизайна подвержен влиянию мировых трендов, которые определяют его будущее направление.
Циркулярная философия как ядро дизайна: принципы экономики замкнутого цикла всё глубже проникают в индустрию дизайна, особенно в сферу интерьеров и упаковочную отрасль. Разборка, переработка и повторное использование становятся отправной точкой любого проекта, а не просто дополнительным требованием.
Системы «нулевых отходов» и переосмысление упаковки: бренды активно переходят на многоразовую упаковку, применяя биоразлагаемые полимеры и переработанный пластик.
Принцип «лучшая упаковка — это её отсутствие» становится всё более распространённым, особенно в сегменте твёрдой косметики и концентратов.
Развитие технологий «умной» упаковки (NFC-метки, QR-коды) позволяет отслеживать этапы переработки и повышать прозрачность производственного процесса.

Интеграция циркулярного дизайна с ИИ и цифровыми технологиями: алгоритмы машинного обучения оптимизируют выбор материалов, проводят оценку жизненного цикла продуктов, прогнозируют спрос на вторичное сырьё и разрабатывают стратегии переработки.
Искусственный интеллект позволяет предвидеть возможности утилизации продукта на ранних этапах проектирования, предотвращая использование несовместимых материалов.
Цифровые платформы обеспечивают отслеживание и управление жизненным циклом продукции, повышая эффективность моделей Product-as-a-Service (PaaS) и способствуя развитию экосистем совместного потребления, лизинга и переработки.
Эстетика циркулярных материалов в интерьере: вторичные материалы (переработанный пластик, состаренное дерево, металл) перестают быть «экологичной альтернативой» и становятся частью эстетики. Модульные конструкции и мебель, пригодные для разборки, облегчают их ремонт и переработку. Возвращается концепция «долговечности», где продукты создаются с расчётом на длительную эмоциональную связь с потребителем, что снижает потребность в их замене.
Локальное производство и возрождение ручного труда: циркулярный дизайн стимулирует использование местных материалов и поддержку традиционных ремёсел, сокращая транспортные расходы и снижая углеродный след.
Растёт популярность «медленного дизайна», который акцентирует внимание на качестве, истории и культурной идентичности изделий, в противовес принципам быстрого потребления.
Биомимикрия и биоматериалы: отходы сельского хозяйства и пищевой промышленности становятся ценным сырьём для создания новых материалов.
ФАКТОРЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ЦИРКУЛЯРНОГО ДИЗАЙНА
- Значительный объём отходов производства и потребления. По данным ППК «Российский экологический оператор», на территории нашей страны ежегодно образуется около 7 млрд тонн отходов производства и потребления, что подчёркивает необходимость эффективных дизайн-стратегий для их переработки и повторного использования.
- Недостаточное нормативно-правовое регулирование. Отсутствие комплексной и эффективной нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие ЭЗЦ в индустрии дизайна (креативных индустриях), создаёт барьеры для внедрения циркулярных практик.
- Отсутствие единой методологической базы. Разрозненность подходов, отсутствие единых стандартов и терминологии в области циркулярного дизайна приводят к формированию «экологического фольклора» и затрудняют оценку эффективности циркулярных решений.
- Недостаточное понимание сущности дизайна. Распространённое восприятие циркулярного дизайна как исключительно «экоискусства» ограничивает его потенциал как инструмента для системного изменения бизнес-моделей и повышения экологической эффективности производства.
- Зависимость от импорта первичного сырья. Высокая зависимость индустрии дизайна от импорта первичного сырья и материалов создаёт риски, связанные с волатильностью цен и перебоями в поставках, и подчёркивает необходимость развития внутреннего производства циркулярных материалов.
- Ограниченный доступ к качественным циркулярным материалам. Сложность в поиске широкого ассортимента циркулярных материалов, отвечающих требованиям качества и эстетики, сдерживает использование вторичного сырья в дизайне и производстве.
- Слабая коммуникация между ключевыми игроками рынка. Отсутствие эффективного диалога и взаимодействия между дизайнерами, производителями и переработчиками препятствует созданию замкнутых циклов и оптимизации процессов переработки отходов.
- Отсутствие единой национальной платформы для демонстрации циркулярных материалов, продуктов и решений препятствует их широкому продвижению и распространению на российском рынке дизайна, ограничивая возможности для развития инноваций и масштабирования циркулярных бизнес-моделей.
Использование дизайнерами принципов, структур и процессов, встречающихся в природе, позволяет находить элегантные и эффективные решения схожих с природой задач, переосмысляя саму концепцию биоразнообразия.
Эти тенденции, наряду с другими глобальными вызовами, оказывают всё большее влияние на ландшафт рынка циркулярного дизайна в России. Чтобы оставаться конкурентоспособными и создавать востребованные продукты, отвечающие принципам устойчивого развития, дизайнерам и производителям необходимо учитывать эти изменения.
Речь идёт об инвестициях в инновационные технологии, запуске перспективных циркулярных бизнес-моделей и формировании экологического сознания потребителей. Ключевую роль в координации и реализации этих задач призван сыграть Центр циркулярного дизайна — стратегическая площадка для развития отрасли.
В рамках Федерального конкурса креативных продюсеров, организованного АНО «Креативная экономика» и Гильдией креативных продюсеров в 2025 году, проект «Центр циркулярного дизайна» был признан лучшим среди 1 770 заявок, поступивших из 75 регионов России. Широкий спектр представленных направлений креативных индустрий — от музыки и кино до моды и гастрономии — подчёркивает масштаб и значимость конкурса.
Победа «Центра циркулярного дизайна» подтверждает необходимость развития экономики замкнутого цикла в креативном секторе и запуска межотраслевой платформы, которая станет витриной лучших циркулярных продуктов и решений России.
Высокий интерес к применению циркулярных материалов в сфере дизайна (переработанных, вторичных, годных к повторному использованию, экологичных и биоразлагаемых материалов) связан с повышением экологической осознанности потребителей, которые предъявляют соответствующие требования к дизайнерам и брендам. Этот растущий спрос формирует рынок, где востребована продукция, произведённая с применением устойчивых материалов и передовых технологий.
Значительную роль играет технологический прогресс в сфере переработки. Инновационные решения для утилизации отходов и вторичной обработки сырья позволяют создавать переработанные материалы, не уступающие по своим характеристикам первичным, а зачастую превосходящие их по своим эстетическим качествам.
Дизайнеры всё чаще обращают внимание на неповторимую текстуру, цветовую палитру и «историю», которые несут в себе циркулярные материалы. Это позволяет создавать оригинальные и узнаваемые продукты, обладающие не только экологической, но и художественной ценностью.

10 принципов циркулярного дизайна
- Дизайн для повторного использования
- Дизайн для ремонта и обслуживания
- Дизайн для перераспределения
- Дизайн для восстановления
- Дизайн для разборки и сборки
- Дизайн для переработки
- Дизайн для длительного использования
- Дизайн для качества
- Дизайн для прочности
- Дизайн для эстетического долголетия
Каждый из принципов представляет собой стратегию, направленную на сокращение отходов и дальнейшую циркуляцию продуктов и материалов внутри системы.
Можно использовать одну стратегию или применять несколько стратегий в разных аспектах бизнес-модели компании.
Доклад ИНФРАГРИН
"Регионы России: формирование экономики замкнутого цикла и развитие природного потенциала. 2025"
Скачать





